Ви є тут

Культура межнационального общения: этико-социологический анализ. диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06

Автор: 
Загорская Наталия Степановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1990
Артикул:
279038
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................... 3- 14
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ.................................15-79
§ I. Культура межнационального общения как
социальное явление............. . . . 15-35
§ 2. Ценностно-нормативное содержание культуры
межнационального общения..............35 - 57
§ 3• Межсубъектные взаимодействия в системе
культуры межнационального общения «... 57 - 79
Глава П. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩШИЯ 80 - 178
§ I. функционирование культуры межнационального
общения...........................80 - 118
§ 2. Язык в культуре межнационального
общения...........................119 - 153
§ 3. Совершенствование культуры межнационального общения...........................153 - 178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................179 - 181
ЛИТЕРАТУРА.................................182-193
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях осуществления социально-экономической перестройки, демократизации общества, создания правового государства установление национального согласия является непременным фактором достижения качественно нового состояния советского многонационального общества. Процессы, происходящие в обществе, приводят к еще большей интенсификации межнациональных взаимодействий во всех сферах общественной жизни, от экономических до семейно-бытовых отношений, находят свое проявление как на институциональном уровне — через государственные межреспубликанские контакты, связи общественных организаций, различного рода формальных и неформальных объединений, так и на личностном уровне, то есть в отношениях людей к лицам иной национальности в процессе их общения.
Анализ событий общественной жизни свидетельствует о том, что увеличение межнациональных контактов не сопровождается повышением качественного уровня этих взаимоотношений, в результате чего "национальный вопрос в Советском Союзе приобрел в последнее время исключительную остроту"*. Осознание этого обстоятельства побуждает к переосмыслению исторического опыта в области национальных отношений, к изучению реального состояния межнациональных взаимодействий на современном этапе в каждом конкретном регионе и к поиску на этой основе новых цивилизованных форм взаимоотношений между субъектами межнационального общения, отвечающих гуманистическим потребностям общественного прогресса. Подобное движение теоретической мысли позволяет сформулировать теоретикометодологические основания, необходимые для выработки конкретных
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. — М.Политиздат, 1989. — С. 212.
18
практически-производственное взаимодействие людей, на основе которого возникает духовное общение отдельных индивидов, социальных групп и целых стран. Классики марксизма обратили внимание на тот факт, что не только индивиды, но и целые народы в процессе своего исторического развития так или иначе взаимодействуют с другими народами, что межнациональное общение является составной частью всеобщего процесса общения людей. Поэтому в своих работах они акцентировали внимание на том значении, которое имеет общение для развития нации, на тех социально-исторических причинах, которые позволяют ей стать субъектом общения: ’’Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Но не только отношение одной нации к другим, но и вся внутренняя структура самой нации зависит от ступени развития ее производства и ее внутреннего и внешнего общения”1. Доминирующей идеей марксистского подхода к рассмотрению взаимоотношений между нациями стала гуманистическая идея безусловного равенства всех народов и рас, связывавшаяся с требованием преобразования общества на коммунистических началах.
В.И.Ленин продолжил традицию рассмотрения роли общения в социальной жизни^, особое внимание уделив обоснованию необходимости формирования новых форм общения между людьми и между народами,
о
"новой общественной связи, которые бы соответствовали сущности социалистического общества. Исходя из понимания принципиально новой природы наций и национальных отношений при социализме, В.И.Лениным были разработаны теоретические принципы и практические цели
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 3. — С. 19-20.
2 См.: Ленин В.И. Поли. бобр. соч. — Т. 18. — С. 342-346.
3 Ленин В.И. Поли.собр. соч. — Т. 39. — С. 17.
19
национальной политики, стержнем которых явились идеи национального самоопределения и интернационального сотрудничества народов и их представителей.
Отмеченные выше положения по проблеме общения имеют определенное теоретико-методологическое значение для понимания социальной природы и детерминированности культуры межнационального общения системой социально-экономических отношений. Вместе с тем, анализируя категорию культуры межнационального общения, мы исходим из того, что данное понятие является синтезирующим, вобравшим в себя в процессе генезиса черты, элементы целой группы разнообразных понятий — "общение”, "межнациональное общение", "культура", "культура общения", выступающих в качестве родовых по отношению к;нему. Для определения содержания и структуры интегрального показателя культуры межнационального общения необходимо выяснить соотношение данных понятий.
В самом общем плане межнациональное общение можно представить как вид социального общения. Однако это определение характеризуется чрезмерной широтой и не позволяет выявить специфику межнационального общения. Сложности в исследовании межнационального общения ооусловлены тем, что среди советских философов, социологов, психологов, занимающихся проблемами общения, не утвердилось единое понимание и определение данной категории, ее компонентов и роли в жизни общества. Общение трактуется как один из видов деятельности, ее сторона или специфическая форма /Б.Г.Ананьев,
М.С.Каган, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, В.Н.Сагатовский, Ю.М.Смо-ленцев/, а с другой стороны, принципиально разграничивается с деятельностью /К.А.Абульханова, Б.Ф.Ломов, Г.П.Потшшко/, рассматривается как нечто принципиально иное, иногда отождествляясь с коммуникацией или приближаясь к ней /Ю.Д.Прилюк, Б.А.Родионов,