Ви є тут

Социальная ответственность средств массовой информации в современном российском обществе

Автор: 
Данова Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193592
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Раздел 1. Социологические подходы к анализу свободы и ответственности
средств массовой информации...........................................3
Раздел 2. Социальная ответственность СМИ.............................53
Раздел 3. Эволюция печатных средств массовой информации на примере
Саратовской области.............................................,....90
Раздел 4. Мнение читателей и журналистов о социальной ответственности
СМИ................................................................115
Список использованных источников....................................153
Приложение.........................................................181
2
Введение
Проблема свободы и ответственности приобретают особую остроту, сложность и актуальность в современном информационном обществе. Средства массовой информации, обладая самыми широкими
возможностями воздействия на сознание людей, проникают во все сферы жизни человека и общества. Трудно переоценить роль телевидения и прессы в общественной жизни, кроме того, сегодня стремительно возрастает влияние на массовое сознание электронных СМИ.
Технологические усовершенствования индустрии массовой коммуникации, в том числе, способов сбора, обработки и распространения информации, высокие темпы, множественные риски и напряженный характер повседневной работы журналиста обусловливают сложность и
многоаспектность понятия профессионализма в сфере массовой коммуникации.
Комплексный характер отношений между редактором и журналистами, органом массовой информации, учредителем, властью и населением выражается в конфликте интересов различных социальных акторов. В итоге производство и передача массовой информации оказываются в зависимости от целого ряда противоречивых факторов, а процессы и результаты журналистской работы приобретают неоднозначную оценку со стороны профессионального сообщества и аудитории. На современном этапе развития массовой коммуникации такая оценка затрагивает вопросы свободы и ответственности работников СМИ, которые понимаются в связи с развитием демократического управления, гражданского общества и профессионализма журналистов. Данные вопросы обусловливают необходимость разработки проблем журналистской этики, свободы информации, политической ангажированности и целесообразности, социальной ответственности перед обществом и коллегами.
содержатся результаты отражения людьми действительности1. Это способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию2, передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов3. Иными словами, коммуникацией является социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений4.
В обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Процесс коммуникации имеет постоянные элементы: отправителя (коммуникатора, передатчика сообщений), канал передачи, собственно сообщение, приемник, отношения между передающей и принимающей сторонами. По определению ' М. Мескона5, коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Его основная цель - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: это, во-первых, отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; во-вторых, сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов; в-третьих, канал, средство передачи информации; в-четвертых, получатель, лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует.
Социальные теории коммуникации подходят к изучаемому явлению на различных уровнях: межличностном, групповом, организационном и
1 Социальная психология. Краткий очерк. М., 1975. С. 154.
2 Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 5.
3 Theodorson S. A., Theodorson А. С. A. Modem Dictionary of Sociology. N.Y.: Cassell, 1969. Цит. по Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. 1999
4 Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory. In: Dance F. E. X. (ed.). Human Communication Theory. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. PP. 40-57.. Цит. no Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. 1999
5 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.
массовом. Нас будет интересовать именно последний из упомянутых уровней рассмотрения коммуникации, поэтому мы будем рассматривать только теории массовой коммуникации. При этом, предпочтение мы будем отдавать социологическим теориям массовой коммуникации и социологическим исследованиям средств массовой информации.
В частности, это обусловлено тем, что мы не можем игнорировать тот факт, что СМИ не существуют в обществе абсолютно автономно и независимо. Рассматривая вопросы ответственности и свободы СМИ в современном обществе, мы выбираем такой угол зрения, при котором становятся заметными конфликт интересов разных социальных акторов по поводу СМИ и их деятельности, систему отношений, в которые вступают средства массовой информации как социальный институт и социальный актор.
Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей1; массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения ..символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям2; массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации3. Это форма коммуникации, развившаяся на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений4.
1 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 344.
2 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. 1999
3 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. 1999
4 Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН. 1995