Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико - методологические аспекты изучения девиантного поведения подростков.
1.1. Общие предпосылки теоретического анализа проблем девиантности.
1.2. Основные теоретические подходы к изучению девиантного поведения в отечественной науке.
1.3. Биологические и психологические концепции девиантности в зарубежном гуманитарном знании.
1.4. Социологические теории девиантности в зарубежном обществознании.
1.5. Методология исследования девиации в современном российском социуме.
Глава 2. Социальные детерминанты девиантного поведения подростков и его профилактика.
2.1. Основные формы проявления социальных деформаций в современном обществе.
2.2. Анализ динамики и особенностей девиантного поведения подростков в Республике Адыгея.
2.3. Отклоняющееся поведение подростков в свете кризиса институтов социализации.
2.4. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
2
Введение
Актуальность исследования проблемы девиантного поведения подростков обусловлена своеобразием современного этапа развития всего российского общества и характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах человеческой деятельности. Динамизм социальных процессов, возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов - всё это детерминирует интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и девиантного поведения. Особое значение при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении подростков, так как они опасны повышенной возможностью рецидива, то есть их повторения в будущем.
Развитие теории девиантного поведения сопровождалось рядом объективных и субъективных трудностей, оно не было гладким и беспрепятственным. Приращение знаний в этой области шло медленно вследствие того, что статистика негативных явлений носила закрытый характер. Эмпирические исследования, проводимые в немногочисленных научных центрах, занимавшихся этой проблематикой, также были ограничены, а их результаты с трудом пробивали себе дорогу к открытой публикации. Например, в Республиканском наркологическом диспансере вплоть до 1995 года не велась статистика наркологических заболеваний подростков. Также хорошо известна сложившаяся практика милиции регистрировать не все обращения граждан по поводу правонарушений, в том числе и правонарушений подростков.
Особая актуальность проблемы девиантного поведения подростков, многообразие её проявлений и весьма ощутимое влияние практически на все сферы жизнедеятельности людей и общества обусловили повышенный интерес к ней ученых разных отраслей знаний: медиков, психологов, юристов, экономистов, социологов. Однако в силу разных причин
3
положительная. Или возьмем существующую в любом обществе фигуру героя, столь любимую современным кинематографом. Герой - это девиант, девиант положительный, он - отклонение от нормы - он сильнее, смелее и благороднее «нормальных» людей.
Кроме того, даже негативная девиантность может иметь свои положительные стороны. По крайней мере, именно так считают социологи, работающие в традициях функционализма. Функционалисты, конечно, признают, что некоторые социальные структуры могут иметь результатом своего существования негативные последствия (дисфункции) для общества. На первый взгляд может показаться, что большая часть девиантного поведения (преступность и проч.) социально дисфункциональна. Однако, как указывал Мертон, подобные явления могут быть латентно функциональны. Впервые Эмиль Дюркгейм в своем произведении «Самоубийство» (1895г.) показал, что девиантное поведение может иметь положительные последствия для общества. Это парадоксальное утверждение объясняется тем фактом, что когда девиантное поведение имеет место, нормы общества вновь укрепляются. Девиантный акт служит прояснению существующих стандартов социального поведения. Многие современные авторы также признают, что без периодических нарушений поведенческих норм, сами эти нормы могли бы стать менее ясными и, таким образом, менее строго соблюдаемыми (Дентлер и Эриксон, 1959; Дженсен, 1988)1.
Однако самые большие проблемы возникают с идентификацией девиантных проявлений социальной активности членов общества. Американские исследовали (Каммайер, Йетман) указывают, что, попросив группу обычных людей назвать примеры отклонений от нормы или отклоняющегося поведения, вероятнее всего мы получим поразительно широкий круг ответов. В результате социологического опроса, имевшего целью выяснить, как люди определяют девиантность, было получено 252
1 The sociology of Crime and Deviance: Selected Issues/ Ed.by: S.Caffrey, C Mundy/ZCreenwich University Press. 1995.
16
различных ответа. Вот некоторые из них:
- кинозвезды, насильники над детьми и подростками, извращенцы, профессиональные картежники, психиатры, наркоманы, политические экстремисты, консервативно настроенные, женщины-карьеристки, проститутки, лгуны, обольстительницы, священники, атеисты, либералы, коммунисты, алкоголики, пенсионеры, уголовники, разведенные, водители-лихачи, вссзнайки-профсссора (Симмонс, 1965)1.
Этот факт иллюстрирует то, что девиантное поведение не определяется предельно ясно и очевидно и не является чем-то фиксированным и неизменным. Чтобы прийти к истинному пониманию девиантного поведения, необходимо констатировать, что девиантность социально определена и социальные дефиниции (определения) девиантности отличаются друг от друга в различных обществах или социальных группах. Носителями норм могут быть только люди, в сознании которых эти нормы и существуют. В то же время, члены различных социальных миров склонны расходиться в своих оценках и определениях нормального и девиантного поведения.
Утверждение о том, что девиантность социально определена, позволяет выработать «социологическую конвенцию» ее определения, сводящуюся к тому, что «...когда большинство людей данного общества или социальной группы считают какой-либо тип поведения отклоняющимся от нормы, то оно
Л
и является девиантным»“. Кросс-кульгурный и исторический опыт предоставляет много примеров изменяющейся природы девиантности, ясно показывающих, что она социально определена.
Влияние культурной специфики на «естественные» представления о нормах и отклонениях хорошо иллюстрирует учебник по международному бизнесу, на следующем примере. Группе американских и азиатских бизнесменов был задан вопрос: «Если бы вы оказались на тонущем корабле с женой, матерью и ребенком, которые не умеют плавать, кого бы вы спасли,
1 Sociology/ Kammayer. Ritzer, Yetman/N.-Y. - London - Sidney, 1993.
2 Schlapp M.G. Smith E.H. The New Criminology. Ncw-York, 1928.
17
- Київ+380960830922