ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИЙ..................14
1.1. Основные подходы к пониманию традиций в философии и социологии: сопоставительно-критический анализ.....14
1.2. Традиции в социальном пространстве: сущность, типы, классификация......................................33
1.3. Место традиций в системе социальных феноменов......41
1.4. Ролевая специфика традиций в социуме...............64
2. ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..........................................84
2.1. Методологические возможности применения информационного подхода для исследования традиций..................84
2.2. Информационный механизм генезиса и динамики традиций 93
2.3. Поколение как социальный носитель традиции........106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................126
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования традиций связана с современной конкретно исторической ситуацией. Социокультурные реалии XX века -кризис техногенной цивилизации, рост динамики инновационных процессов, расширяющийся диалог культур, нивелирование культурных различий - создали особую ауру вокруг традиций и активизировали исследовательский интерес к ним как механизму сохранения культурного наследия, как возможному способу обретения обществом своей идентичности.
В результате один из старейших объектов социологии - традиции -обрел на данном этапе социального развития общества новое звучание. Это обусловило его стремительное перемещение с периферии исследовательских интересов, куда его было оттеснили новейшие настроения и идеи, обратно, в центр научных дискуссий.
Значение традиций обусловлено их непосредственной сопряженностью с процессами аккумуляции, преобразования и передачи социального опыта, а тем самым и с процессами воспроизводства общественной жизни. В мире нет ни одного народа, который не имел бы более или менее разветвленной системы традиций, закрепляющих и передающих новым поколениям опыт, знания, достижения. Каждая социальная общность сохраняет в традиционных формах свою специфику и в то же время развивает в них такие черты, которые носят общечеловеческий характер.
Традиции во всей их совокупности представляют собой ту внегене-тически заданную социальную программу, внедрение которой в деятельность людей гарантирует последнюю от анархического произвола, упорядочивает се, делает общезначимой, повторяющейся, предсказуемой и контролируемой, выводя ее на горизонт общественной целесообразности. Социальная программа обеспечивает воспроизводство общественной жизни человека посредством переноса от поколения к поколе-
13
методической конференции «Пути совершенствования учебного процесса на современном этапе высшего профессионального образования» (Новосибирск, 1998), Всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск, 1998), Российской научно-технической конференция «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1999), V Международной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» (Новосибирск, 1999), ХЫ научно-методической конференции «Роль образования в социальном и экономическом развитии общества» (Новосибирск, 2000).
Работа обсуждалась на теоретических семинарах кафедры социально-политических теории СибГУТИ.
Основное содержание диссертации отражено в 24 публикациях.
Структура диссертации обусловлена логикой постановки и решения основных исследовательских задач. Работа представляет собой введение, две главы, состоящие из семи параграфов, заключение, список литературы из 254 наименований. Всего 143 страницы.
1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИЙ
1.1. Основные подходы к пониманию традиций в философии и социологии: сопоставительно-критический анализ
В литературе понятие «традиция» давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т.д. Вхождение традиции в проблемное поле идеологических концепций и философской рефлексии происходит в эпоху Просвещения, когда складываются основные парадигмы существования техногенной цивилизации. Новое европейское общество перестает связывать свою идентичность с прошлым, с традициями, отдавая приоритет разуму и прогрессу. Теоретическое исследование традиций в это время проникнуто отрицанием их фундаментального значения в жизни общества и развитии культуры. Ш.Монтескье, И.Кант, И.Гердер, при всем различии между ними, выносят традицию за скобки общественно-исторического процесса, подчеркивают преимущество энергии разума над инертностью и застылостью традиции. Но, как ни парадоксально, пафос борьбы с традицией явился, по сути дела, признанием значимости традиции как механизма связи прошлого и настоящего в культурно-историческом процессе. Уже на рубеже ХУШ-Х1Х вв. в сочинениях Ф.Шлегеля, Новалиса, Э.Берка и других мыслителей появляются и иные оценки роли и места традиций в различных сферах общественной жизнедеятельности, признается, что нет будущего оторванного от прошлого.
К вопросу о роли традиции в процессе консолидации социальной системы обращались в свое время и представители западной и русской философии истории (О.Шпенглер, Л.Февр, М.Блок, Н.Я.Данилевский), и социологи XIX в. (О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, М.Мосс, Н.Кареев). Именно в
- Київ+380960830922