СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 18
1.1. Социологические концепции исследования ценностей 18
1.2. Ценностное измерение социального пространства 38
1.3.Социокультурные детерминанты ценностной организации 61 жизненного мира
Глава 2. ЦЕННОСТНО ОРИЕНТАЦИОННАЯ
РЕГУЛЯЦИЯ COI ШАЛЬНОЮ ПОВЕДЕНИЯ 91
2.1 .Социологические концепции изучения ценностных ориентаций 91
2.2. Ценностные ориентации как саморегулируемая система 101
2.3. Ценностные ориентации как показатель упорядоченности 134 жизненного мира
Глава 3. ЦЕННОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 155
3.1. Методологические основания ценностного пространства
как теоретической конструкции 155
3.2. Модель ценностного пространства 166
иия, которое называют массовым.
Среди большинства этнографов и отечественных этносоциологов, которые исследовали проблемы национального самосознания, распространена широкая трактовка данного понятия. Считается, что в наиболее полном виде она представлена в работах Ю.В. Бромлея. В структуре национального самосознания выделяются следующие элементы: национальная идентификация; автостереотипы (представления о типичных чертах и свойствах своей этнической общности); представление об общности исторического прошлого народа, о территориальной общности; представление об общности культуры и языка, осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации; ориен тация на них. Ориентация на этнические ценности в обобщенном виде может быть представлена национальной гордостью, патриотизмом'2.
Как утверждает З.В.Сикевич, «этническое самосознание складывается под влиянием как общесоциальных, так и культурных факторов, и в свою очередь воздействует на социальную среду посредством системы этно обусловленных ценностных ориентаций, присущих субъекту социального действия»^3.
Этническое самосознание имеет относительно самостоятельный характер и является условием формирования этноса, а также обеспечивает национальное единство, культуру, язык. Оно отражает ценности, убеждения, мировоззрение, обобщенные представления, на которые ориентируются представители того или иного этноса. Этническое самосознание детерминирует и этнопонимание социальной группы себя, которое определено имеющимся собственным опытом данного поколения этноса или выделено из опыта предшествующих поколений.
Самосознание, в том числе и национальное, выступает признаком существования этнической группы и личности, принадлежащей ей. По оценке Ф.С.Файзуллина и А.Я.Зарипова, «это - всеобщее, неотъемлемое
33
свойство, позволяющее отличать одного индивида от другого, одну общность от другой. Это явление, содержание которого направлено на познание себя, своей внутренней сущности»34.
Как принято считать в научной литературе, этническое самосознание представляет собой разновидность самосознания личности и включает в себя этническую идентификацию, представление об этническом происхождении, этноразличимые особенности в языке и культуре, этно-стереогипы. В конечном итоге оно есть определенного рода показатель этничности, определяющий направленность ценностно-нормативной системы этнической общности.
Этническое самосознание ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях, и представляет собой психологическое отражение практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, закрепленные в коллективном сознании, представление о своей этнической принадлежности в сопоставлении своего этноса с другими35.
По утверждению Л.М.Дробижевой, структурными компонентами этнического самосознания являются:
- когнитивные, рациональные - знания, представления о народе и т.п.;
- эмоциональные - эмоциональная окраска представлений, определенное отношение к ним, переживание за свою национальную культуру, отношение к историческим событиям и т.д.;
- регулятивные - те, которые приводят к определенным действиям3 .
Считается, что именно этнические интересы и приводят в действие «выраженность» национального самосознания.
Данные структурные компоненты национального самосознания подобны структурным компонентам диспозиционных образований, среди которых выделяются социальные установки. Оговорим, что высшим
34
- Київ+380960830922