ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................... 3
Раздел 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ВИРТУАЛИЗАЦИЯ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ 15
Раздел 2. ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ
................................................ 45
Раздел 3. ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА...................... 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................... 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............... 118
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................... 130
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью социологической рефлексии практик и ценностных оснований культурной идентификации. Общество современной России, как и всех других стран, открыто для глобализационных процессов, проникающих во все сферы жизни. В тоже время во многих сообществах крепнет процесс, противоположный глобализации -локализация, направленная на реминисценцию традиционной культуры. Синтезом противоположных тенденций выступает так называемая глокализация, в процессе которой глобальные формы адаптируются к местным ресурсам, традициям, культурным и природным особенностям. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы соотношения понятий социальной и культурной идентификации, внутренней и внешней иерархии их семантической значимости, темпоральных и пространственных конфигураций их формирования.
Глобализация затронула российское общество и через практики потребления. Консумеризм во многом стал следствием социальных макроизменений, прежде всего глобализации, сказавшейся на распределении пространства и времени социальной жизни в контексте индивидуального самоосуществленпя и нахождения своего места в системе социокультурных, политических, эконо-мичесюгх отношений общества.
Массированная виртуализация повседневности, составляющая общий фон глобального потребления, внесла свой вклад в картину повседневной жизни. По данным Фонда исследования общественного мнения, аудитория российского интернета с 2005 года увеличилась в пять раз. Зимой 2009/2010 года число активных интернет-пользователей в России превысило 25 млн человек (рост за квартал - около 8%). Если определять интернет-пользователей максимально широко - как полугодовую интернет-аудиторию, то их доля составляет около 37% взрослого населения России (43,3 млн человек). Это сопоставимо с населением, например, Испании, где всего проживает около 40 млн человек.
3
вдумчивого чтения, а не относительно строгой классификации и объяснения. Как разработанная система знаков, культура выступает и как власть, и как контекст, в рамках которого могут быть описаны и поняты социальные институты, события, поведение или идентичность.
Символы, ритуалы, отношения, и жизненные перспективы, которые составляют культуру, позволяют человеческим обществам полноценно существовать. Культура определяет, как люди приписывают значения и устанавливают) ценность в терминах ключевых элементов человеческой жизни. Она определяет социальное, экономическое, политическое и религиозное поведение людей. Отметим существенные сдвиги в сюжетах культурной теории. Традиционное понимание культуры, как практики и института самосовершенствования человека и общества (Д. Белл, Э.Кассирер), исходившее из немногочисленных экзистенциальных модальностей культуры (ситуаций, с которыми сталкиваются все человеческие существа все время существования человечества в сфере сознания) было провозглашено устаревшим еще с середины XX века. Культура современности демонстрирует если не пренебрежение, то независимость по отношению к классическому проекту культу ры. Свобода новой культуры предполагает прежде всего свободу выражения и трансформаций собственного «Я» в поисках самореализации и самоосуществления, не ограниченного границами традиционного человеческого опыта. Переход в новое тысячелетие еще раз сосредоточил внимание на категории человеческого опыта, который оказывает самое большое воздействие на способ постижения мира. Время- очевидно еще одна такая категория. Освоение социального мира и контекста межличностных отношений, приобретение знания, языка и овладение системой социальных знаков и символов выступают кардинальными направлениями развития субъекта социальной среды, обусловливая его развития и сгруктурируя время и пространство человеческой жизни
По существу, прежнее представление о том, что мир является просто мозаикой отдельных культур, теперь сомнительно. С одной стороны, технология,
13
скоростные путешествия, и современные экономические процессы произвели быстрое разрастание региональных и глобальных связей. С другой стороны, когда мы обращаем внимание на культуры, связанные со специфическими этносами и местами, мы понимаем, что культура уже не выступает как феномен порядка, однозначно определяющего идентичность. Культуры, предварительно рассматриваемые как гомогенные, теперь видятся множественными, часто фрагментированными и неразрывно связанными с проблемами господства и исключения и их символическими репрезентациями и прочтением - другими словами, с властью и идентификацией, в своих проявлениях снимающих вопрос о субъекте как таковом. Э. Гидденс отмечает, что популярный постмодернистский дискурс о смерти субъекта в современном обществе есть лишь искаженное осознание того, что личностная идентичность не является естественной данностью, а имеет социальную конструкцию1. Он указывает, что массовая культура создает личность, становящуюся легкой добычей для манипулирования. Манипуляции направлены на общественное сознание, социальные установки, ценности, нормы поведения. Человек с необходимостью их осваивает и попадает в зависимость от идей, вещей или услуг, позволяющих выразить идентичность и провозгласить солидарность с социальными группами или жизненными стилями. Но, возлагая на вещи или их образы функции идентификации социальных объектов, люди зачастую сами попадают в услужение вещам или имиджам, боясь выйти за установленные самими рамки, покинуть тиски условностей и выразить Я. Сложность создавшегося положения в том, что либо человек сливается с создавшейся ситуацией, игнорируя свою самость, либо обретает радикальные настроение и начинает воевать за свою свободу2.
Современный научный фокус на вопросах идентичности тесно связан с культурным поворотом в анализе общества и возрастанием значимости проблем репрезентации, рефлексивности и символического конструирования, составляющими центральный пункт социологии культуры. Однако само понятие
'Гиддснс Э. Социология.- М.: Едиторнал URSS, 2005. С.364.
2 Эриксон Э. Детство и общество/пер. с англ. С.Ю.Бсльчугова. - М., 1992. С. 203 - 204
14
- Київ+380960830922