Ви є тут

Взаимосвязь средней и высшей школы в процессе социальной адаптации студентов в условиях вуза

Автор: 
Ноздря Валерий Иванович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193621
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение 3-14
1. Социальная адаптация молодежи как процесс . 15-79
1. 1. Сущность и основные этапы процесса социальной адаптации молодежи.
1. 2. Характеристика основных социальных качеств учащейся и студенческой молодежи.
2. Специфика взаимосвязи «школа - вуз» в процессе социальной адаптации студенчества.
2. 1. Влияние образования на ориентацию выпускников 80-96 средних школ в вузы.
2. 2. Особенности адаптационного процесса в системе высшего 96-109 образования.
15-41
42-79
80-120
2. 3. Пути взаимодействия субъектов среднего и высшего 110-120
образования в процессе адаптации выпускников школ в условиях вуза.
Заключение. 121-126
Список литературы. 127 - 143
Приложения.
144-150
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в последнее десятилетие в России общественные преобразования поставили страну перед лицом серьезных внутренних проблем и противоречий. Темп изменений. и их продолжительность обуславливают необходимость постоянной адаптации в новых социальных ситуациях. Политическая и экономическая нестабильность, слабость социальных гарантий создают препятствия адаптированию значительной части среднего и старшего поколений, а молодежь, в силу возрастных особенностей, входит в новые отношения наиболее органично.
В то же время общие макроэкономические и социальные процессы не могут не наложить свой отпечаток на социальный облик современной молодежи. Одной из доминирующих тенденций становится качественная дифференциация молодежи. Возрастает ее расслоение по социально-экономическим характеристикам. Адаптированность и жизнеспособность молодежи различаются не только по категориям и социальным группам, но и по регионам России.
Особое значение приобретает адаптация студенческой молодежи. Именно эта социальная группа обеспечивает воспроизводство и формирование высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях, государственной и муниципальной службе, менеджменте, которые осуществляют реальное управление и от кого в конечном итоге зависит успех преобразований.
В социологии культуры и духовной жизни значимость изучения ориентаций молодежи на образование определяется прежде всего его ролью в жизни современного общества. Образование имеет важное значение для развития как отдельного индивида, так и общества в целом. В сочетании с
Курского государственного технического университета, в учебно-воспитательном процессе Амосовской средней общеобразовательной школы, на августовской конференции учителей поселка Медвенка в 2002 году, совещаниях директоров школ, семинаров учителей Медвенского района.
15
1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОЦЕСС.
1. 1. Сущность и основные этапы процесса социальной адаптации молодежи.
Проблема социальной адаптации личности в социальной среде, в коллективе поставлена в ранг актуальных научных исследований прежде всего практическими потребностями общества, и решение ее возможно благодаря достижениям отечественной социологии. Адаптация как явление, свойственное всему живому, исследуется на различных уровнях -от философского до биологического. Выделение социальной адаптации личности и методов ее исследования — одно из направлений разработки этой проблемы.
Основа успешности социальной адаптации личности - ее адаптированность на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. Область исследования социальной адаптации личности - индивидуальный характер деятельности личности, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями общества и своими личностными качествами и тенденциями, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность. Основные функции социальной адаптации личности в социальной среде заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности.
Определение области содержания явления социальной адаптации личности затрагивает следующие категории: социальный статус,