Ви є тут

Стратегия и формы развития университетского образования в условиях становления экономики знаний

Автор: 
Шипик Людмила Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
297888
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................ 12
1.1. Социология постиндустриализма об общественной роли образования и науки-----------—---------------------------- .---------...—13
1.2. Развитие национальной системы высшего профессионального образования..-«....^.«.»...—-----------------.....-----------—.............28
1.3. Проблемы развития университетов в условиях установления экономики знаний________________________________— ____________________ 48
ГЛАВА 2. РЫНОЧНО АДАПТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........................64
2.1. Специфика социальной организации университета предпринимательского типа .....................-———— ...............——.. 65
2.2. Рыночные ориентиры развития современных российских университетов ______....__——_____________________________——..... 82
2.3. Тройственный формат организации и стимулирования научнообразовательных инноваций ---------------------------- 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------119
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Вторая половина XX века ознаменована переходом ряда стран к постиндустриальному обществу, отличительными чертами которого являются информационно-технологическая революция и вызываемые ею изменения в социальной структуре, системе социальных институтов и культуре. Ключевую роль теперь играют институты знаний - работающие в области высоких технологий корпорации и учреждения науки и образования, порождающие глобальную «экономику знаний».
Россия также вступила на путь перехода к постиндустриальному обществу. но при этом 1990-е годы были для нашей страны также временем коренных политических и социально-экономических реформ, начатых после распада СССР. Эти сложные обстоятельства привели к существенному падению объемов производства, ухудшению уровня жизни массовых слоев населения. культурной аномии. Единственной возможностью сохранения лидирующих позиций страны в экономике и культуре, решения животрепещущих социальных задач является целенаправленное построение «экономики знаний», основанное на мощном интеллектуальном потенциале российского населения, имеющейся инфраструктуре высокотехнологичных отраслей, достижениях науки и образования.
Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для коммерциализации фундаментальных и прикладных научно-исследовательских результатов. Важнейшую роль первоначального стимула в создании такой системы играет государство, но основными элементами научно-инновационного комплекса являются наукоемкие фирмы, академические институты и университеты.
Университеты занимают особое место в национальной инновационной
3
4. Становление предпринимательских университетов приводит к качественным изменениям социальной организации вузов, адаптации ролевых комплексов преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, способов их интеракции в условиях рыночной экономики. Важнейшую роль в социальной интеграции многотысячных университетских коллективов при принятии университетом предпринимательской направленности играет разработка и реализация миссии университета, его осознанная стратегическая ориентация на инновационную деятельность, реализация компетентностного подхода, адаптирующая модификация образовательной мотивации студентов.
5. Институционализация предпринимательских отношений в университете в период развития рыночной экономики является единственным адекватным способом обеспечения выполнения им всех имманентных функций: проведения фундаментальных и прикладных исследований, качественной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, участия в социальном, экономическом, культурном развитии регионов, что особенно важно в условиях перехода к постиндустриальному обществу на этапе становления «экономики знаний».
6. Ключевым институциональным условием перехода от «сырьевой» модели развития общества к «экономике знаний» является создание национальной инновационной системы на основе интегрированного взаимодействия трех субъектов: государства, предприятий различных форм собственности, учреждений науки и образования, в которой предпринимательские университеты играют роль системообразующего элемента.
Теоретико-методологической основой исследования стали положения теории постиндустриализма и информационного общества, методы системного и сравнительного анализа, социокультурные, институциональные и субъектные подходы, принципы «понимающей социологии». Использованы
11
вторичные социологические данные, собранные в результате эмпирических исследований.
Практическая значимость исследования предопределена тем, что полученные в работе результаты могут быть использованы в практике управления вузами и государственного регулирования складывающейся инновационной системы. Выводы и положения диссертационной работы могут использоваться также в учебном процессе при чтении курсов по общей социологии, социологии образования и управления.
Апробаиия работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на двух межвузовских конференциях, опубликованы в четырех статьях и монографии общим объемом 4,65 п.л.
Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы, состоящий из 111 источников.
12