Ви є тут

Манифестирование имиджа региона средствами массовой информации

Автор: 
Бондаренко Елена Вениаминовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305480
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 16 АНАЛИЗА ИМИДЖА РЕГИОНА
1.1. Имидж как объект социологического анализа 16
1.2. Имидж региона как социокультурный конструкт 37
1.3. Коммуникативный потенциал средств массовой информации в 59 манифестировании имиджа региона
ГЛАВА П. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА СРЕДСТВАМИ 83 МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
2.1. Медиа-образ Ставропольского края в современных СМИ 83
2.2. Медиа-образ губернатора и региональной власти как элемент 104 имиджа региона
2.3. Имиджевые ориентиры Ставропольского края в условиях создания 126 СКФО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 169
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в эпоху информационного общества представления людей о мире и происходящих в нем процессах в значительной мере формируются средствами массовой коммуникации. Информатизация ведет к созданию единого информационного пространства, в рамках которого осуществляется потребление информации, ее производство и хранение, взаимообмен между различными акторами этого пространства. Целенаправленное информационное воздействие реализует роль генератора единого знания, стандартизующего образ жизни людей и позволяющего ориентироваться в мире, полном противоречий и взаимоисключающих интересов.
Рыночная парадигма, принятая в качестве стратегической основы функционирования современной России, предполагает не только партнерство, но и конкуренцию между регионами. В этих условиях имидж региона приобретает статус одного из основных ресурсов, которые предопределяют его экономическую, политическую, социальную перспективу. Стремление завоевать и расширить собственное место на рынке заставляет региональные органы власти обращать особое внимание на создание индивидуального имиджа региона как способ выделиться среди себе подобных и тем самым достигнуть информационного превосходства.
Решение названной проблемы актуализирует изучение особенностей манифестирования имиджа региона средствами массовой информации как мониторинга презентации позитивного и негативного в информационном пространстве региона, страны, мира в целом. Манифестируемый имидж в современных условиях является важнейшим ресурсом информации о регионе, фактором его инвестиционной привлекательности.
Изучение имиджа регионов через их манифестирование в средствах массовой информации объективно предполагает использование социологических методик, которые позволят получить объективную
3
Наиболее распространены философская и психологическая трактовки понятия «образ». В философии это результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека1. В психологии под понятием «образ» подразумевается модель какого-либо реального предмета или явления, замещающая его в сознании человека и всплывающая при первом же упоминании2. Образ имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира, в этом смысле он вторичен по отношению к
своему оригиналу. Однажды возникнув, он приобретает относительно
самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека. Другими словами, образ - это совокупность разнородных
представлений памяти и воображения об объекте, накопленных в сознании человека. Они могут возникнуть не только при непосредственном контакте с объектом, но благодаря воображению, которое развивается на основе поступающей к человеку информации.
Образ формируется, «приобретает законченность определенность, устойчивость в результате развития, изменений»3 органически, естественным путем в процессе восприятия или представления.
Образ появляется как результат перцепции - психического механизма, работа которого обеспечивает индивиду возможность переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом
организованные впечатления. Восприятие само по себе является когнитивным процессом. Когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений и буквально все иные виды мыслительных процессов и имеет тесные связи с накоплением человеком жизненным опытом и его поведением4. Наиболее распространенным является определение «образа» как отражения в
1 Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
2 Психологический словарь. - М., 1990
3 Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / Под ред. В. И. Чернышева, С. Г. Бархударова; АН СССР. Ин-т языкознания. - М.-Л., 1948-1964. - Т. 16. - С. 1502.
4 Голд Д. Психология и география. Основы поведенческой географии / Перевод с англ. С.В. Федулова. - М.: Прогресс, 1990. - 302 с.
17
психике внешних и (или) внутренних характеристик предметов и явлений внешнего мира.
Образ как форма репрезентации внешнего во внутреннем изучается в общей психологии. Различают два вида перцептивных образов: первичный -непосредственный отпечаток внешнего объекта в психике человека; вторичный образ является воспоминанием об объекте или продуктом его мысленного создания (воссоздания). Источником информации для анализа и рациональной интерпретации данных, будучи чувственной образной операцией, является восприятие '. Еще одной формой образного существования человека является его переживание.
Образ как сущность/смысл, будучи духовной формой человеческого бытия, не может быть обретен безразличным состоянием сознания. Переживание понимается «как способность воспитанной человеческой чувственности не только к жизни в таких высокоорганизованных формах восприятия, как восхищение, благоговение, но и к повторам этих состояний, в результате которых достигается озарение»2. Мы становимся чувственно воспринимающими «в развитии апперцепции, на которую как на зависимость чувственных данных от опыта указывает Г.В. Лейбниц3, или как на развитый вкус указывает Вольтер, или как на инвазию, указывает К. Г. Юнг 4. «Воспринимаемый каждым человеком в его собственном космосе образ осознается как синоним гармонии, в отличие от безобразного вида, разрушающего познание» 5.
Большое внимание влиянию культуры на формирование сознания уделял Дж. Мид. При этом культура понимается им как сложная совокупность символов, обладающих общими значениями для всех членов общности. Массовая культура - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, «вторичная моделирующая система»,
1 Юнг К.Г. Человек и его символы. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 19 с.
2 Человек и его символы. - СПб.: Б.С.К., 1996. - С. 17-19.
3 Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. - М., 1982. - Т. 1. - 406 с.
1 Юнг К. Г. Человек и его символы. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 21с.
5 'Гам же.
18