Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы традиций и ценностных ориентаций
1.1. Социально-исторические проблемы возникновения ценностных ориентаций и традиций в системе социализации личности
1.2. Классические концепции социализации личности и их современное состояние
1.3. Преемственность социального опыта поколений в процессе социализации личности
Г лава 2. Традиции и ценностные ориентации адыгских народов - важный фактор социализации личности в трансформируемом российском обществе
2.1. Социально-педагогическая направленность современных традиций адыгских народов и их роль в становлении личности
2.2. Национальные традиции адыгов - действенный фактор преодоления девиации и маргинализации
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы исследования. Российское общество в начале XXI века находится на сложном, противоречивом этапе развития. Особую значимость для .многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к
жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях.
Реформирование всех сфер жизнедеятельности общества и попытки преодолеть кризис напрямую зависят от личностного фактора, от
непосредственного участия граждан в процессах трансформации, от
социальной активности всего общества. Успех в преодолении социального кризиса возможен лишь тогда, когда изменения личности отвечают
требованиям современного общества, стабильности и прогрессу
общественных процессов.
Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует
пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости
доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов И личностей.
В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы - одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов.
Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм.
индивидуальных, так и надындивидуальных образований; истинной же проблемой выступает соотношение между ними [93; 18].
Социальные ценности же выступают как характеризующие социальные общности разного масштаба, включая человечество в целом (Л.
С. Богомолов, О. Г. Дробницкий). Будучи порождением жизнедеятельности конкретного социума, социальные ценности отражают в себе основные черты этой жизнедеятельности. Самостоятельным субъектом ценностного отношения может выступать любая социальная общность. Социальные ценности трансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности и первичны по отношению к индивидуально-психологическим ценностным образованиям.
Вместе с тем, они не абсолютны и не объективны, в строгом смысле слова, и современные сравнительно-культурные исследования превосходно демонстрируют относительность даже высших и непоколебимых ценностей любой культуры.
В таком же ключе можно рассматривать и общечеловеческие ценности, обобщающие конкретно-исторический опыт совокупности
жизнедеятельности человечества, хотя осознание человечеством своего единства и формирование мирового сообщества, вырабатывающего общие ценностные ориентиры, - процесс исторически весьма недавний,
насчитывающий не больше столетия. Тем не менее, он отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности. Существуют ценности,
характеризующие историческую эпоху, социально-исторический уклад, нацию, а также специфические ценности профессиональных и
демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью.
Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда даже противоречивых ценностей.
Система ценностей исторически конкретной социальной общности представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и общественных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни.
Таким образом, исходная, первичная, основная форма существования ценностей - в виде общественных идеалов, то есть выработанных и накопленных общественным сознанием и присутствующими в нем обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни.
В этом плане ценности относятся к категории «социальных представлений». Вместе с тем, они не сводятся к конвенционализированным субъективным представлениям, продукту некоего общественного договора. Напротив, они укоренены, в первую очередь, в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают практический опыт его жизнедеятельности.
Следует различать реальные ценности социума и идеалы, формулируемые в виде идеологических конструкций. Последние могут успешно выполнять функцию консолидации и ориентации социальной общности лишь в том случае, если они адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности.
Как уже отмечалось выше, любая социальная общность - от семьи до человечества в целом - может выступать субъектом системы специфических ценностей этой общности. Ценностное единство является основой для возникновения неформальных социальных групп; в случае же формальных, институционализированных групп и общностей (семья, спортивная команда, предприятие, нация) его наличие является залогом и мерой сплоченности и успешного функционирования группы.
- Київ+380960830922