Ви є тут

Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации

Автор: 
Филоненко Виктор Иванович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
299224
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 .Систематизация теоретических концепций социализации личности
1.2.Комплементарный характер теорий социализации
1.3.Противоречивость и парадоксальность социализации современной российской молодежи
ГЛАВА Н. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
2.1.Фрагментация социокультурного пространства студенческой социализации «эпохи транзита»
I
2.2.Парадоксы института высшего образования как агента социализации
ГЛАВА Ш. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В КРИЗИСНОМ СОЦИУМЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПАРАДОКСЫ
3.1. Социальная дифференциация молодежи и типология современного российского студенчества
3.2. Социализационные ориентиры студентов: парадоксы студенческой культуры
3.3. Проблемы социализации и воспитания студентов на региональном уровне (по материалам социологического исследования в Ростовской области)
ГЛАВА IV. ВУЗ КАК АГЕНТ НАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4
32
32
50
65
81
81
102
144
144
182
227
259
291
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Программа социологического исследования «Социализация и воспитание студентов вузов»
2. Анкета студента «Социализация и воспитание студентов вузов»
3. Анкета эксперта «Социализация и воспитание студентов
вузов
4. Бланк интервью студента «Социализация и воспитание студентов вузов
38
видуальных стратегий самосозидания. В то же время для успешной реализации жизненной стратегии индивид должен обладать не только «устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрения, социальными и нравственными убеждениями»15, но и «высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте, когда старшие поколения привыкли обходиться старым багажом»16.
Размышляя о причинах того, почему современный индивид должен в равной степени обладать этими двумя рядами качеств, имеющими отчетливо выраженный противоположно направленный характер, И.С. Кон видит их в современной социокультурной реальности. Социализация в прошлые исторические периоды, пишет И.С. Кон, готовила новые поколения к жизни в обществе, которое «в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне социальные изменения - научно-технические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что никго уже не сомневается: сегодняшним детям и юношам предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и сами воспитательные успехи они должны оценивать не столько по тому, как им удалось передать молодым свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения» 7'. Потому, считаем мы, ценность изменения, понимаемого и как изменение внешнего бытия, и как изменение личности под воздействием внешних детерминант, и как самоизменение в результате личностного выбора, должна войти в личностное ядро человека, стать одной из устойчивых характеристик, воспринятых и усвоенных в процессе интернализации.
15 Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: Книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. — С. 22.
16 Там же.
17Там же.-С. 21-22.
39
Сознательное и целенаправленное формирование в ходе процесса социализации высокой адаптивности личности существенно увеличивает дальнейшие шансы индивида на осуществление стратегий самоизменения и саморазвития. Иногда адаптация трактуется исследователями излишне прямолинейно. Поскольку сам термин «адаптация» (от лат. а<Зар1о) означает не что иное, как «приспособление», социальная адаптация имеет целью воспитание конформности, а теория социализации как адаптации есть теория конформности. «В реальной жизнедеятельности, - как показал И.С. Кон, ~ индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя

самих себя и окружающий мир» . Адаптация является необходимой предпосылкой любой успешной деятельности. Сущность адаптации определяется как «приспособление системы (общества, индивида) к внешнему окружению, как тенденция к установлению между ними динамического равновесия»19.
С.Я. Подопригора выделил два подхода к пониманию процесса адаптации. Теории Э. Торндайка, Б.Ф. Скиннера, А. Бандуры он называет пассивными теориями адаптации, поскольку в них подчеркивается момент приспособления индивида к требованиям общества. Концепции адаптации Ж. Пиаже и Р. Мертона отнесены данным исследователем к так называемым двусторонним теориям, в рамках которых адаптация понимается как процесс взаимодействия индивида и среды. Сразу скажем, что мы привержены второму подходу к проблеме адаптации. Поэтому, не отрицая значения врожденных основ адаптивности,. таких как инстинкты, тип темперамента и высшей нервной деятельности, задатки и т.д., мы считаем решающим воздействие реального жизненного опыта человека, т.е. именно двустороннее взаимодействие индивида и среды, в ходе которого повышаются или понижаются его адаптивные способности, изменяется интеллект, самовосприятие, творческие способности.
18 Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - С. 30-31.
19 Подопригора, С.Я. Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации [Текст] / С.Я. Подопригора. - Ростов н/Д: ИЦ ДГТУ, 2003. - С. 85.