Ви є тут

Динамика ценностных ориентаций населения региона на современном этапе трансформации общества

Автор: 
Пирогова Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193539
179 грн
Додати в кошик

Вміст

к
£ 1 Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1
Теоретико-методологические проблемы исследования ценностных ориентаций...........................................................12
1.1 Специфика понятийного аппарата: ценности, ценностные ориентации, система и структура ценностей........................................12
1.2 Проблемы становления и развития ценностных ориентаций населения
региона в современных трансформационных процессах....................40
Выводы.............................................................. 60
Глава 2
w
Ценностные ориентации на современном этапе трансформации * общества.............................................................63
г- f-V
| 2.1 Изменение ценностных ориентаций населения региона под влиянием
социально-экономических преобразований...............................63
2.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций по социальным типам...93
2.3 Сетевая модель ценностных ориентаций............................128
Выводы..............................................................133
Заключение..........................................................136
Литература..........................................................140
Приложения.........................................................................................155
I
2
Введение
Актуальность темы« исследования. В настоящее время в России происходят существенные социально-политические и социально-экономические трансформации, смена типов социального действия, вызванные процессом рыночных преобразований и переходом к информационному обществу. В- связи с этим, изучение изменения ценностных ориентаций населения региона в контексте социокультурных трансформаций общества - достаточно актуальная тема.
В сознании россиян происходит актуализация ценностей и установок, ранее либо находившихся под идеологическими запретами (предпринимательская деятельность, наличие частной собственности) или имевших формальный,, декларируемый характер (свобода мнении). Тем не менее данный процесс является длительным, и трансформация мировоззрения происходит медленнее, чем проводимые экономические и политические преобразования. Поэтому актуальна проблема выявления основы формирования нового социального согласия в обществе.
В то же время осуществление экономических и политических реформ было бы невозможно, если бы не получили распространение новые типы поведения, соответствующие новым социальным реалиям. Успехи в проведении реформ в значительной мере зависят от того, будут ли происходить изменения в культуре, в структуре ценностей, и если будут, то какими темпами и в каком направлении. Следовательно, для более глубокого понимания развития общества, изучение обратного процесса — того, как влияют системы и структуры ценностей и ценностные ориентации личности на успех проводимых политических и экономических трансформаций - тоже весьма актуально и значимо.
Вопрос о том, насколько проводимые на протяжении последнего десятилетия реформы затронули ценностные стандарты: и мотивационные ожидания населения в регионах России фактически остается открытым, поскольку в данном случае необходимо рассмотреть многомерные динамические переменные, а измерение этих переменных представляет собой существенные трудности. Изменения в системе ценностных ориентаций
3
р •
ч. фундаментальных для формирования системы ценностей. Рассматривалось
шесть основных интересов: 1) интерес к теории, методологии, науке 2) интерес к экономике 3) интерес к политике, идеологии 4) интерес к социальным институтам 5) интерес к религии, обрядам 6) интерес к искусству, литературе, прекрасному. Наряду с многочисленными-достоинствами этой; методики, основным недостатком является: ограниченность выбора шестью областями ценностных ориентаций. П.А. Сорокиным выделялись идеациональные этические нормы - нравственные заповеди; чувственные этические нормы - относительные, изменчивые в зависимости от людей, групп и обстоятельств; идеалистические этические нормы - промежуточный синтез идеациональных и чувственных ценностей [139, с. 488-490]: Э. Дюркгейм выделял следующие типы ценностей: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические [50, с. 290-291]. Р. Мертон выделяет нормативные ценности, «управляющие поведением, характерным для членов определенного общества или группы» ►- [189, с. 216].
М; Рокич различал два класса ценностей: терминальные (ценности -цели) - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные (ценности -средства)- убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. М. Рокич, классифицируя 36 ценностей на> терминальные и инструментальные, основывался на рассмотрении ценностей как социального продукта,, который передается и- сохраняется из поколение в поколение посредством различных институтов, каждый из которых имеет свои собственные, специфические ценности. М. Рокич выделяет 10 систем, считая, что в. американском обществе существует 10 институтов: искусство, юридические институты, экономические институты, образование, семья, отдых, военные институты, политические, религиозные и научные.
В.А. Ядов, интерпретируя методику Рокича, выделил ценности-* цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые
свидетельствуют о. том; что желательно для человека, вторые — о том,
17
какими личностными качествами, по его мнению, надо обладать, чтобы добиться своих целей Следует отметить, что инструментальные ценности, вероятно, не менее важны для понимания менталитета большой социальной группы, чем ценности терминальные. Критерии оценки способов, с помощью которых представители изучаемого этноса или социального- слоя предпочитают решать встающие перед ними проблемы, говорят о специфике их отношения- к жизни не меньше,, чем: ценности терминальные. Инструментальные и терминальные ценности могут быть связаны между собой, но при этом не обязательно причинно-следственной связью. Предпочтения способов действий вполне могут иметь для людей самостоятельную значимость [131,. с. 47-159]. В.А. Ядов рассматривает следующие терминальные ценности: активная жизнь; друзья; жизнь, полная удовольствий; здоровье; материальная: обеспеченность; общественное признание;, познание; работа; самостоятельность; семейная жизнь; творчество; уверенность в себе.. Среди инструментальных ценностей I- рассматриваются: аккуратность;, воспитанность; высокие запросы;
жизнерадостность; исполнительность; независимость; непримиримость; образованность; ответственность; рационализм; самоконтроль; смелость во взглядах; твердая воля; терпимость; широта взглядов; честность; чуткость;, эффективность в делах.
Н.И. Лапин и его школа [45, с. 47-49] рассматривают следующий подход к структуре ценностей: поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности: социальные, культурные, экономические, политические, духовные.. Но наиболее общих, базовых ценностей,, составляющих основание ценностного сознания людей и влияющих на их поступки в различных областях их жизни, не так много — два—три десятка. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида, к. 18—20 годам, а. затем остаются достаточно- стабильными; претерпевая существенные изменения: лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Изменения затрагивают не столько состав,, сколько структуру ценностей, т.е. их иерархические соотношения друг с
18