Содержание
Введение.........................................................3-12
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения представлений молодежи о жизненном успехе.......................13-67
§ 1. Жизненный успех как социальный феномен.....................13-42
§ 2. Противоречия системы ценностей, детерминирующей представления молодежи о жизненном успехе ....................................43-67
Глава 2. Основные характеристики жизненного успеха в сознании молодежи в современной России..................................68-114
§ 1. Объективные и субъективные факторы формирования представлений
молодежи о жизненном успехе ...................................68-98
§ 2. Типология представлений молодежи о жизненном успехе 99-114
Заключение....................................................115-121
Библиография................................-.................122-138
Приложение....................................................139-153
Введение
Актуальность темы исследования. Трансформации базисных структур российского общества, динамизм обновления среды обитания неизбежно приводит к изменению механизмов жизнедеятельности личности. Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что, в конечном счете, требует обновления взглядов, мнений, ценностей личности.
Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп.
Жизненный успех является сложным, многомерным явлением.
Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Во - первых, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе.
С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успешности - неуспешности, с индивидуализацией своей личности в социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней.
Во - вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, с другой стороны, отправным пунктом, целью, направляющей личность на ее жизненном пути.
3
обращаются к формуле У. Джеймса1. Он рассматривает самооценку как величину, прямо пропорциональную успеху и обратно пропорциональную притязаниям. Это соотношение можно выразить в виде формулы:
Самооценка = успех
притязания
Мы полагаем, что не стоит преувеличивать концептуальное значение формулы У. Джеймса: соотношение основных категорий в ней дано довольно упрощенно. Однако ученый зафиксировал важный, на наш взгляд, момент: оценка человеком степени успешности - неуспешности своей жизни взаимосвязана с теми притязаниями, которые он предъявляет к себе.
Таким образом, уровень притязаний является основной категорией, с помощью которой раскрывается феномен успеха в психологии. Данная категория была предложена школой немецкого психолога К. Левина2. Причиной ее появления можно считать исследования Т. Дембо, проведенные в конце 20 - х гг. XX века по провоцированию гнева у испытуемых. Предлагая им сложные или неразрешимые задачи, она установила, что, если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую индивид достигает, переходя от этапа к этапу. Эту промежуточную цель Т. Дембо назвала «уровнем притязаний»3.
Немногим позже, Ф. Хоппе, продолжая исследования Т. Дембо, обращается к изучению психологической сущности успеха - неуспеха, и их влияния на поведение человека. Ученый делает вывод о том, что оценка
1 Джеймс У. Научные основы психологии. - СПб., 1902. - с. 143
2 Lewin К., Dembo Т., Festinger L., Sears P. Level of aspiration. In J.McV.Hunt (Ed), Personality and behavior disorders. Vol. I. N.Y., 1944. - P. 333-378; Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001; Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПБ.: Сенсор, 2000
3 Дембо Т. Гнев как динамическая проблема. / В кн. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001
14
индивидом степени успешности - неуспешности своих действий зависит не только от конкретного результата, но и от избранного уровня притязаний1.
В начале 40-х гг. К. Левин и его коллеги выделяют несколько аспектов изучения уровня притязаний. Однако мы считаем важным остановиться на двух из них.
Во - первых, исследования психологов показали, что формирование уровня притязаний индивида связано с постановкой и трансформацией целей достижения. Достижение цели означает, что осуществляется переход из настоящего - актуального состояния в более удовлетворительное конечное -нормативное состояние. Если индивид достигает намеченной цели или превышает ее, то действие расценивается как успех, если не достигает -неудача.
Во - вторых, исследования уровня притязаний обнаружили его сложную детерминацию. По продолжительности во времени выделяются ситуационные детерминанты (характеристики задания, удаленность ситуации достижения, эмоциональный настрой) и устойчивые детерминанты (прошлый опыт, групповые, культурные факторы). По положению относительно человека выделяются объективные детерминанты (требования «извне») и субъективные детерминанты (определенный уровень когнитивного развития, в том числе психические звенья, опосредующие реакции человека).
Таким образом, постановка цели достижения и непосредственно само достижение является результатом взаимодействия двух разновидностей факторов - объективных и субъективных.
Об этом также свидетельствуют и результаты исследований Дж. Аткинсона2. Обращаясь к исследованию мотивации индивида, он делает вывод о том, что основой формирования и достижения цели являются
1 Бороздина JI.B. Исследование уровня притязаний. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986
2 Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. -N.Y., 1964
- Київ+380960830922