Ви є тут

Социальное самочувствие трудовых мигрантов в социокультурных условиях принимающего региона

Автор: 
Кобозева Наталья Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
193335
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕМ РЕГИОНЕ..........................................15
1.1. Социальное самочувствие: социокультурный аспект анализа.15
1.2. Трудовые мигранты как социокультурная группа............38
1.3.Социокультурная среда региона, принимающего трудовых мигрантов 58
ГЛАВА II. ОСОБЬЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ПРИНИМАЮЩЕГО РЕГИОНА: НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.................................78
2.1. Социокультурные условия Ставрополья как принимающего региона 78
2.2. Социокультурный портрет трудового мигранта..............97
2.3. Типы социального самочувствия трудовых мигрантов.......116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................141
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................145
ПРИЛОЖЕНИЯ
157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Миграция стала знаковым явлением современного мира, охватив различные социальные слои и группы, сферы общественной жизнедеятельности. Масштабность и многомотивированность миграции характеризует всю сложность и глубину миграционных процессов. Это связано с социальными изменениями и личностными преобразованиями, обусловленными проблемами как мигрирующих в новый социум, так и их восприятием теми, кто его представляет. В современных условиях внимание науки и практики все чаще привлекается к проблеме трудовой миграции, что обусловлено рядом реально обозначившихся в социуме тенденций. В частности, сокращением местного трудоспособного населения, когда мигранты могут заместить выпадающую рабочую силу, появлением рабочих мест, малопривлекательных для местных жителей, ростом числа предприятий, действующих с уча-стием иностранного капитала и т.д. В:этих условиях проблема «чужих» и «своих» переходит в плоскость поиска конструктивных результатов- трудовой миграции, отражающих интересы, как общества, так и мигрирующей личности.
Высокую эвристичность попыток в этом отношении демонстрирует осмысление феномена социального самочувствия как обобщенной эмоциональнооценочной реакции людей на социальные и культурные изменения среды их жизнедеятельности, позволяющее оценить сдвиги, происходящие в общественном сознании, и культуре общества, выявить зоны социальной напряженности, изучить представления о жизни общества через групповое и индивидуальное восприятие социальных изменений. Социальное самочувствие в процессе трудовой миграции отражает общую тональность-настроений социальной группы мигрантов через проводимые сопоставления возможностей удовлетворения своих потребностей в новых социокультурных условиях региона, в который они вносят свой «человеческий ресурс».
С этой точки зрения актуальным является определение особенностей состояния мигрантов, детерминируемого культурными условиями принимающих
шел утешителя в-нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования -и блажен будешь». 1
Интенсивный позитивный эмоциональный тон («блаженство») ясно определяется как существеннейшая черта душевных переживаний человека; проводится мысль о противоположности истинно человеческого познания, которое связано с достижением состояния «блаженства», и познания, основанного на иллюзорности телесного бытия и связанного с «бедствиями». С точки зрения современной науки понятие «бедствия» можно-интерпретировать как негативное самочувствие, так как весь мир человек пропускает через свои чувства.
В русской философии и классической литературе XIX века существует схожее с понятием «самочувствие» понятие «блаженство».
Лафатер И.К., писал: «Чувство и радость бытия есть цель всего, чего мы искать можем. Мудрый и слабоумный ищут только средств наслаждаться бытием своим или чувствовать его - ищут того, через что они самих себя сильнее ощутить смогут. Всякое чувство и всякий предмет,, постигаемый которым-нибудь из наших чувств, суть прибавление нашего самочувствия; чем более самочувствия, тем более блаженства. Мудрый отличается от слабоумного только средствами самочувствования. Чем простее, вездесущее, всенасладительнее, постояннее и благодетельнее есть средство или предмет, в котором или через который мы сильнее существуем, тем существеннее мы сами, тем вернее и радостнее бытие-наше...»2 Термин «блаженство» представлялся более предпочтительным - прежде всего, в силу своих религиозных ассоциаций. Но важно иметь в виду, что кроме соответствующих феноменологических признаков (положительный эмоциональный тон), существует не очевидная связь с физиологическими потребностями - это «размытость локализации»: при отсутствии конкретного предмета, который вызывает данное эмоциональное переживание, оно все же связано с определенной ситуацией. Здесь не объект предстает перед
1 См.: Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. - Л., 1956. - С. 12-20.
2 См.: Вальдманом Ф. Переписка Карамзина с Лафатером. - Сакнт-Пстербург, 1996. - С. 156-176.
18
субъектом, а субъект пребывает в ситуации,1 при этом в том или ином как позитивном так и негативном чувственном состоянии.
Например, С.П.Шевырев писал: «Помню, помню это чувство; оно сладко, неизъяснимо. В душе остается какая-то светлота, полнота; все желания удовлетворены, все чувства яснее; в эту минуту, кажется, все разгадал я... Данное состояние очень трудно описать исчерпывающе и точно; разные авторы используют самые разнообразные термины («счастье», «экстаз», «творческое вдохновение», «чувство выполненного долга», «эстетическое чувство» и др.)2 При этом, у авторов XIX в., происходит смешивание различных явлений. Возможно, и в стилистическом отношении, и по критерию интроспективной определенности для обозначения данного состояния более правильно было бы пользоваться термином «очарованность жизнью».
Таким образом, в русской философии XIX в. очень интенсивно использовались понятия, обозначающие положительный эмоциональных тон (позитивное самочувствие), связанный с общей удовлетворенностью жизнью («очаг рованность жизнью»). В большинстве случаев причина его возникновения усматривалась в сверхчувственном восприятии, благодаря- которому постигается целесообразность (целеориентированность) окружающего мира. Но практические рекомендации о необходимости отказа от обычного чувственного опыта ради приобщения к «вечным идеям» носили слишком формальный характер, что не позволяло использовать их в реальной жизни.3
Философ Лосев А.Ф., исходя из опыта конструирования искусственного интеллекта, приходит к выводу о том, что чем более сложным и развитым становится разум, чем более сложные задачи ему предстоит решать, тем он должен быть более раскованным и рискованным, рефлексивным, способным к отклонению от проторенной дороги, свободным от навязываемых предпосылок и ог-
1 См.: Смирнова-Россет Л.О. Воспоминания. - Письма. - М., 1990. - С.56-64.
2 См.: Швырев С. Теория изящных искусств //Дссан. - 2000. - №4. - С.4 - 8.
3 См.:Ковальджи К. М. Блок A.A. О назначении поэта. Пушкин: суждения и споры // Московский рабочий. - 1997. -№3. - С. 23-45.