ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1.Методологические подходы к изучению гендерных особенностей формирования потребностей в профессиональном развитии.........12
1.1 Сущность потребности в профессиональном развитии личности....12
1.2 Влияние гендерного фактора на формирование потребностей в профессиональном развитии..............................................48
Глава 2.Общее и особенное в формировании потребностей в профессиональном развитии мужчин и женщин.................................74
2.1 Основные факторы, определяющие формирование и реализацию потребностей в профессиональном развитии личности......................74
2.2 Влияние гендерных различий на формирование потребностей в профессиональном развитии личности в настоящее время..................102
Заключение......................................................133
Литература......................................................139
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях усложнения всех видов трудовой деятельности человека под влиянием современного научно-технического прогресса, новых технологий, технических систем существенно возросли требования к качеству профессиональной деятельности личности. Она обеспечивает не только безаварийную работу, выступает основным фактором производства качественной продукции, но часто является основным условием сохранения здоровья и жизни самого специалиста и тех людей, с которыми он связан трудовой деятельностью. Как известно, при анализе чрезвычайных ситуаций, возникающих при использовании сложнейших технических систем, все чаще отмечается особая роль человеческого фактора. Указывается, что только высокий профессионализм на современном этапе научно-технического прогресса способен обеспечить эффективное использование новейших технических систем, внедряемых на предприятиях и организациях различных отраслей общественного производства.
В современных условиях развития общества возникла ситуация, при которой полученный в процессе профессионального образования определенный объем специальных знаний и умений, перестал обеспечивать в течение всей следующей трудовой деятельности человека необходимое качество его работы. Медленные изменения в техническом оснащении не требовали прежде от работника постоянного обновления имеющегося у него знаний и навыков. Современные темпы изменения технологий, машин и механизмов практически во всех видах общественного производства привели к тому, что работник в течение всего периода своей деятельности должен постоянно совершенствовать профессиональные знания и умения. Возникает особая система взаимодействий личности и общества в постоянно меняющемся производстве. Инновации в том или ином виде труда требуют формирования у работника навыков постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности.
3
личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач развития личности.3 Психологическая трактовка характеризуется противоположным пониманием сущности изучаемого нами явления.4 Отправной точкой анализа психологов является признание того факта, что потребности всех живых организмов, включая человека, часто как бы заданы изнутри. Любой организм уже рождается с определенным набором потребностей. Их наличие вызывает активность по поиску тех объектов, которые позволяют удовлетворить желания, стремления организма. Потребление ведет к угасанию потребности. Исчезая на какое-то время, она вновь возникает в виде особой нужды. Поэтому можно говорить о наличии цикличности появления потребности. Это очень важное для нашего исследования свойство потребности. Дело в том, что сложные социальные потребности, к которым относится и потребность личности в профессиональном развитии, также носит циклический характер. Например, она может возникать на начальном этапе овладения индивидом конкретными профессиональными навыками во время учебы в учреждениях профессионального образования. Когда человек меняет место работы, он также сталкивается с новыми требованиями к содержанию своего труда. По мере приобретения необходимых умений потребность в профессиональном развитии может угаснуть. Когда же возникнет необходимость в освоении новой технологии, то эта потребность снова возникнет как важный побудитель трудовой деятельности человека.
Но отождествление психологами потребности с объектом труда не позволяет выявить периодичность ее возникновения. Известно, что материальное и духовное потребление не обязательно ведет к полному исчезновению продукта. Например, эстетическое потребление произведения искусства не дано человеку от рождения. Потребность в прекрасном формируется систс-
1 Общая психология. Словарь / Под. рея. Л.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедиче-
ский словарь в шести томах / Рсд.-сост. J1.A. Карпенко. Под общ. ред. Л.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ,
2005. — 251 с.
4 См.: Маслоу Л. Мотивация и личность. СПб, 1999 Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983
М
мой внешнего воздействия на сознание человека. Следовательно, нельзя сводить потребность к системе особых психических побуждений, возникающих под влиянием каких-то факторов.
Следует признать, что психологический подход обоснованно указывает на то, что потребности обладают особой силой воздействия на сознание и поведение человека. Для того, чтобы побуждать организм к каким- либо действиям, необходима энергия, имеющая направленность на предметы потребления. В этом смысле, потребность можно рассматривать как психическую силу, побуждающую создать, освоить, принять конкретный предмет. Поэтому важным для нашего исследования элементом психологической трактовки потребности является то, что в нем выделяется энергетическая сила этого образования. Но сведение толкования потребности к внутреннему состоянию организма является односторонним рассмотрением, т.к. не учитывается влияние внешних факторов на возникновение внутренних побуждений.
Социальная жизнь показывает, что значительное число потребностей людей возникает тогда, когда появляются новые объекты потребления. Например, появление компьютерной техники повлекло к возникновению потребности в ее применении во многих видах трудовой деятельности.
Возникший еще в 60-х годах прошлого века социологический подход позволяет, будто бы преодолеть недостатки объективистской и субъективистской трактовки потребности. Одним из его создателей был А.Г. Здравомы-слов. Он рассматривает потребность как особое субъективно - объективное явление. «Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости в чем-то субъективном, она есть то, что требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности».5
Исходя из такого понимания, механизм возникновения потребности следующий. В природе или в общественной жизни существуют, а также вновь появляются предметы, явления, которые влияют на существование человека. Они отражаются в его сознании, вызывая желания потреблять их для
5 Злравомыслоп Л.Г. Потребности, ценности, способности. М., 2006. С. 17
- Київ+380960830922