Ви є тут

Воздействие социальных факторов на становление художественной культуры латышских этносов : Социологический анализ

Автор: 
Пуринова Галина Константиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000322336
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА 1.
СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Культурно-исторический подход немецких теоретиков искусства................................................ 16
1.2. Позитивизм французских социологов искусства......... 29
1.3. Прагматический подход английских искусствоведов..... 39
1.4. Социально-экономический детерминизм марксистской социологии искусства......................................50
ГЛАВА 2.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛАТЫШСКИХ ЭТНОСОВ
2.1. Экономические основы становления латышской художественной культуры.................................. 86
2.2. Воздействие социально-политических условий на искусство латышских этносов................................................................... 100
2.3. Значение коммуникативного фактора в становлении латышской художественной культуры....................... 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
130
л
ВВЕДЕНИЕ
Выбор предметом исследования воздействие социальных факторов на процесс становления художественной культуры латышских этносов обусловлен ее своеобразием, спецификой исторического развития и особенностями современного состояния. Населяющие северо-западную часть Прибалтики латышские этносы на протяжении длительного исторического периода находились в тесном контакте с Россией и Германией, которые по отношению к Латвии имели и продолжают иметь свои геополитические интересы. Пониманию того, как латышским этносам, несмотря на активное воздействие, с одной стороны, славяно-православной, а с другой - немецко-католической духовных культур, удалось сохранять и развивать национальную самобытность своей духовной культуры, на наш взгляд, может способствовать изучение тех социальных факторов, которые воздействовали на процесс ее становления и дальнейшего развития. Признавая, что духовная культура любой социальной общности является сложным системным образованием и требует многопрофильного и комплексного исследования, мы сосредоточили внимание на анализе одного из наиболее древних и синкретических ее компонентов - художественной культуры.
Актуальность темы исследования
Процессы социально-экономической и политической трансформации России выявили необходимость новых подходов к осмыслению как современности, так и истории. Иной концептуализации, освобожденной от привычных стереотипов, требует история духовного развития больших социальных групп, в том числе и таких, как этносы. В современной социологии под этносом понимается историческая социальная общность людей, представленная племенем, народностью, нацией, которые проживают на определен-
13
Положения, выносимые на защиту
1. Введение в категориальный аппарат социологии искусства понятия «социальный фактор» расширяет ее предмет и позволяет, в отличие от эстетики и искусствознания, проводить социологический анализ эволюции художественной культуры как общества в целом, так и различных социальных общностей.
2. Несмотря на разность подходов (культурно-исторического, позитивистского, прагматического, социально-экономического) в социологии искусства преобладает точка зрения о многофакторной обусловленности развития художественной культуры.
3. Наибольшее воздействие на процесс становления художественной культуры латышских этносов оказали социально-экономические основы и политические условия их бытия, наименьшее - коммуникативный фактор.
4. Воздействие социальных факторов на процесс становления художественной культуры латышских этносов в X - XIII века было деформировано, с одной стороны, «мягким» воздействием славянских народов, а с другой - «жесткой» детерминацией немецких завоевателей.
Апробация исследования
Основные положения диссертации были представлены на следующих научных конференциях: Российская ювенологическая научно-практическая конференция «Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века» (март 1998 г.), межвузовская научно-методическая конференция «Психологическое и педагогическое обеспечение подготовки профессионала с высшим образованием: проблемы теории и практики» (апрель 1999 г.), науч-
14
но-ирактическая конференция «Состояние и перспективы развития туризма на пространстве СНГ» (апрель 2000 г.), межвузовская научно-практическая конференция «Социальные коммуникации в XXI веке: теория, практика, технология» (март 2001 г.).
В процессе работы над диссертацией ее структура и главы обсуждались на заседаниях кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета и кафедры социального менеджмента и социальной работы Санкт-Петербургского института управления и экономики. Отдельные материалы диссертации были использованы при преподавании социологии иг культурологии, а также при чтении спецкурсов «Мировая художественная культура» и «Социодинамика культуры».
Основные положения диссертации нашли отражение в 7 публикациях.