Ви є тут

Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденции

Автор: 
Богданова Валентина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293486
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
социализационных траекторий........................................13
1.1. Теоретические концепции социализации........................13
1.2. Социализационные траектории как объект социологического исследования...................................................56
Глава 2. Состояние и направленность траекторий социализации
студенческой молодежи..............................................95
2.1. Ценностные тезаурусы личности и агентов социализации: взаимодействие в процессе социализации студенческой молодежи...95
2.2. Направленность и тенденции социализационных траекторий студенческой молодежи.........................................138
Заключение.....................................................179
Список источников и литературы.................................182
Приложения.....................................................192
3
Введение
Актуальность темы исследования. Основой развития любого общества является социализация как процесс взаимодействия общества и индивида, в ходе которого общество передает, а индивид усваивает и преобразует нормы, ценности и образцы поведения. Воспроизводство социальности происходит в
■ I
диалектическом единстве традиций и инноваций. Их соотношение обусловлено реалиями исторического, культурного, политического и социально-экономического развития. Социализация обретает особое значение в молодости. Активное воздействие на социальное становление молодежи, придание позитивной направленности её социализационным практикам - важнейшее условие устойчивости и поступательного развития общества. В этот относительно недолгий период не только происходит становление и закрепление социальности в индивиде, но и социальная система получает импульс развития в виде инновационного потенциала, присущего молодежи как социальной общности. В особенности это характерно для студенческой молодежи, составляющей потенциал развития экономики, политики, социальной и духовной сфер общества.
В современной России расширяется спектр социализационных практик студенческой молодежи, увеличивая риск разного рода отклонений. Поиск путей снижения этих рисков - важная социальная проблема, особенно в условиях финансового кризиса и порождаемой им экономической нестабильности. В этом направлении осуществляется деятельность многих социальных институтов, которая далеко не всегда достигает нужных результатов. Эффективность решения проблемы во многом определяется точностью и глубиной анализа проблем социализации молодежи. И здесь роль социологической науки трудно переоценить, в частности, в решении прогностических задач по выявлению тенденций социализации молодёжи.
19
Особое методологическое значение в теории структурно-футсционального анализа у Мертона имеет разграничение явных и латентных функций, которые позволяют понять стандарты социального поведения индивидов. Понятие '’скрытой” функции позволяет объяснить, так называемое, иррациональное поведение с точки зрения расхождения выполнения функции для группы, которая отличается от явной цели, достигаемой индивидом1. Р. Мертон отождествляет функции социализации и социального контроля, подчеркивая, что консенсус индивидуальных целей и коллективных ценностей может быть достигнут за счет перенесения социальных норм в сознание личности, благодаря чему и создаются внутренние, неформальные источники социального порядка.
Один из последователей Т. Парсонса, Н. Смелзер, отмечал, что социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Успешная социализация обусловлена у Н. Смелзера тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и конформизмом. Стремление к конформизму объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она ограничивает социализацию, только частично давая использовать биологические возможности человека. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, но они
л
и медленно осваивают навыки, необходимые для выживания .
Н. Смелзер пытается совместить социобиологический и культурный контексты в исследовании социализации, отдавая при этом главенство культурному. При рассмотрении биологической основы социализации личности Н. Смелзер замечает, что гены и гормоны оказывают стимулирующее и сдерживающее
1 Мертон Р. Социальная структура и аномия. //Социологические исследования. —1992. -№3. —С. 16.
2 Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. /Науч. ред. издания на рус. яз. В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. -С.94.
20
воздействие на поведение индивида. Многие типы поведения от агрессии, до альтруизма, могут быть обусловлены генетически.
Важное значение для развития теорий социализации имели работы К. Маркса, в частности положения его теории о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, в соответствии с которой формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности.
Социальная сущность человека, по Марксу, заключается в совокупности общественных отношений. "Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности, — отмечал К. Маркс. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" 1. Совокупность тех или иных общественных отношений присуща человеку на всех этапах его исторического развития. В случае же, если "из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы... наступает эпоха социальной революции" . Родовая сущность и социальная сущность человека — одно и то же, но взятое в разных ракурсах. Супщость человека не в том, что он — животное, а в том, что он общественное животное. Биологическое характеризует генезис человека и содержание человека, но не его сущность. При изменении общественного строя меняются не физиологические аспекты человека, а его социальные качества и их ансамбль.
Как утверждал Маркс, люди в процессе своей деятельности и посредством нее изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя, сознание человека и его деятельность едины. Человеческая деятельность ведет и к изменению сознания, и к изменению внешнего мира, т. е. изменяя мир, люди изменяют самих себя.
1 Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М., 1985- Т. 3. - С. 3.
2 Маркс К. К критике политической экономии II Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М., 1985.-Т. 13.-С. 7.