Ви є тут

Коммуникация как основа научной деятельности : социологический анализ

Автор: 
Бойченко Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305924
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА.....................17
§1. Научная коммуникация как объект социологического анализа.17
§2. Основные направления социологических исследовании научной коммуникации...............................................32
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА СТРУКТУРЫ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА..................................56
§1. Два подхода к анализу деятельности научного коллектива...56
§2. Роль КОММУНИКАЦИИ в формировании структуры научного коллектива 68
§3. Опыт эмпирического исследования..........................80
ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ...............96
§1. Научная коммуникация в условиях глобализации.............96
§2. Информационные модели научной коммуникации..............118
§3. Основные направления развития социологической теории научной коммуникации..............................................134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................151
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................169
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Коммуникация в науке представляет собой сложную социокультурную систему, различные компоненты которой тесно связаны между собой, что значительно расширяет возможность подходов к ее изучению. Совокупность современных теорий, предлагающих свое видение специфики и сущности научной коммуникации, представлена конкурирующими концепциями, которые, к тому же, относятся к различным направлениям научной мысли. Так, при изучении коммуникации в науке требуется привлечение лингвистических, социологических, философских, психологических, кибернетических и множества других теорий. В социологии науки на сегодняшний день ощущается недостаточная разработанность теоретикометодологической базы, обобщающей накопленный к настоящему моменту потенциал социально-философской и социологической мысли в области осмысления специфики и сущности научной коммуникации, с учетом тех необходимых изменений, которые претерпевает профессиональная научная коммуникация в эпоху глобализации.
Профессиональная научная деятельность предполагает наличие у ученого множества коммуникативных контактов: научное исследование, понимаемое как коммуникативный процесс, предполагает обращение к множеству участников коммуникации, каждый из которых обладает определенной ролью в процессе накопления и распространения научного знания. Поэтому без рассмотрения основ коммуникативного взаимодействия в научной среде невозможно изучение науки как социокультурного института.
Говоря об актуальности исследования, стоит вспомнить, что в настоящее время научной деятельностью заняты десятки тысяч людей, связывающие основной, а порой и единственный, вид своей
з
Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова за помощь в подготовке диссертационного исследования. Особая признательность диссертанта проф., д.ф.н. В.Г. Гречихину, проф., д.ф.н. Т.Н. Кухтевич, проф., д.с.н. Н.Л. Поляковой, доц., к.ф.н. Б.В. Масленникову, оказавшим поддержку и давшим ценные советы по различным аспектам проведения научного исследования. Автор также глубоко признателен сотрудникам НИЛ эрозии почв и русловых процессов им. Н.И. Маккавеева за участие в экспертном опросе и предоставление документальных материалов, положенных в основу эмпирического исследования: зав. лаб., проф., д.г.н. P.C. Чалову, с.н.с., д.г.н.
В.И. Голосову, с.н.с., д.г.н. Е.Ф. Зориной), с.н.с., д.г.н. Л.Ф. Литвину, а также зав. каф. высшей математики и информатики МГТА, к.т.н. Н.Д. Харламовой
и проф., д.т.н. [С.А. Харламову]. Особую благодарность автор выражает научному руководителю доц., к.т.н., почетному работнику ВПО РФ В.П. Бондареву, оказавшему большое содействие в выборе темы и подготовке работы.
16
Глава 1. Теоретические основы исследования научной коммуникации
как социокультурного феномена
§1. Научная коммуникация как объект социологического анализа
В самом общем виде наука является одним из важнейших компонентов социальной системы, функционирующим в двух измерениях: с одной стороны - как система знаний о законах природы, общества, мышления; с другой - как социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Иными словами, социальный институт науки - это исторически сложившаяся форма организации и регулирования жизненно важной сферы общественной жизни, включающая совокупность ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений и систему контроля23.
Впервые в мировой социальной мысли идею о науке как социальном институте высказал выдающийся американский социолог Р. Мертон в 30 гг. XX века. В своей работе «Наука, техника и общество в Англии XVII века» он выдвинул и обосновал тезис о том, что наука как социальный институт своим возникновением обязана специфике протестантской этики и особенно пуританизма. Основную причину этого социокультурного процесса Мертон усматривал в том, что глубоко коренящиеся религиозные интересы того времени настоятельно требовали систематического, рационального, эмпирического изучения природы ради прославления Бога, развивали науку в качестве дополнительной опоры христианской религиозной веры.
Первыми формами научной коммуникации стали «собеседования» флорентийских неоплатоников, основавших академию в XVI веке. Они привели к становлению специфического типа организатора науки -
23 Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.13. Осипова. - М.: Норма,
2000.
17