Ви є тут

Культура малых предприятий в социокультурных условиях современной России

Автор: 
Бурханский Сергей Евгеньевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193718
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V*
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
% Глава 1. Малый бизнес в условиях развития рыночных отношений...........11
1.1. Место и роль малого бизнеса в системе социально-экономических отношений российского общества..........................11
1.2. Социокультурные условия формирования малого бизнеса...............48
Глава 2. Культура малого предприятия...................................68
2.1. Культура предприятий: сущность и структура........................68
^ 2.2. Специфика формирования культуры предприятий в малом бизнесе 92
2.3. Культура как фактор развития предприятий малого бизнеса...........ИЗ
Заключение............................................................131
Литература........................................................... 136
<>
2
Введение
Актуальность исследования. Проведение социально-экономических преобразований в российском обществе, обусловило развитие рыночных отношений. Важная роль в этом процессе отводится предприятиям малого бизнеса. Данный вид бизнеса является гарантом гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Вместе с тем, немалое значение в решении этих задач имеет культура малых предприятий. В связи с этим, актуальность научного изучения факторов, стимулирующих развитие малого бизнеса в Российской Федерации на нынешнем этапе экономического развития, не вызывает сомнений.
В условиях проводимых преобразований малый бизнес оказался в наиболее трудном положении. Во-первых, трудности формирования сферы малого бизнеса в условиях рыночной экономики обусловлены его принципиальным отличием от крупного промышленного производства, прежде всего вследствие значительного влияния ряда факторов, которые вносят в производственный процесс существенный элемент стохастичности. Во-вторых, малый бизнес обладает особенностями, связанными с его становлением в российских социокультурных условиях. И, наконец, в-третьих, тесная взаимосвязь вопросов экономической деятельности и культуры предприятий малого бизнеса предопределяет необходимость их комплексного разрешения.
В России за годы реформ удалось создать определенную систему государственной поддержки предпринимателей. Разработаны нормативные и иные документы, что обеспечивает сформированность правовой базы в целом. Вместе с тем, темпы роста предпринимательства оставляют желать
Проблема создания и развития малых предприятий возникла еще в 1986 году, на заре «перестройки» хозяйственного механизма бывшего СССР. В то время на одно самостоятельное государственное предприятие промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли приходилось 1450 человек населения, а с учетом колхозов, межхозяйственных предприятий и кооперативов - 750 человек. При этом промышленные предприятия с численностью занятых до 200 человек составляли до 40% общего количества самостоятельных предприятий, но их доля в валовом выпуске продукции составляла не более 6% [1, С.78]. Стоит отметить, что формирование сети малых предприятий было определено как одно из приоритетных направлений в развитии новых организационных форм основного звена, создании требуемых рыночной экономикой гибких хозяйственных структур. По сути дела, период с 1986 по 1995 г. можно назвать этапом создания малого бизнеса, при этом основной характеристикой этого этапа является принципиальное признание данной формы хозяйствования без достаточно глубокого изучения практических возможностей ее применения, вызвавшее оживленный интерес в теоретической разработке проблемы и в реальной жизни. Напомним, что развития малого бизнеса в России осуществлялось в следующих условиях:
• крупные государственные предприятия проявили полную неспособность участия в конкуренции, что сопровождалось массовой неплатежеспособностью и разорением крупных производств;
• потребительский рынок стал наполняться товарами и услугами, возросли требования населения к качеству продукции;
• высвобождение рабочих и служащих с бездействующих предприятий и организаций создало потребности в рабочих местах;
• появление новой социальной группы населения - мелких-собственников и предпринимателей, готовых идти на риск и инвестировать свои средства в собственное дело.
Именно в первые годы реформ в нашей стране произошел бурный рост
мелкого предпринимательства. Если в середине 80-х годов общее количество самостоятельных предприятий СССР не превышало 40 тысяч (все они были, естественно, государственными), то уже в 1991 году число одних малых предприятий составляло 268 тысяч.
Принятый в 1988 г. Закон «О кооперации в СССР» был первым шагом законодателей в сторону развития негосударственного сектора экономики. Однако этот документ создал привилегированные условия для одной формы собственности - кооперативной - в ущерб другим формам. Кооперативы, являясь в большинстве своем небольшими предприятиями, получили значительные преимущества перед предприятиями иных форм собственности, и в первую очередь государственными (основным из этих преимуществ было фактическое отсутствие на первом этапе деятельности платежей в бюджет). В результате произошел резкий рост заработной платы у работников кооперативов и, соответственно, переток квалифицированных кадров, что в условиях тогдашнего дефицита товаров и услуг и полного отсутствия конкуренции, к сожалению, не сказалось на качестве производимой кооперативами продукции. Отсюда весьма закономерно формирование негативного общественного мнения в отношении кооперативного движения.
Попыткой в какой-то мере сблизить условия создания и деятельности небольших государственных предприятий и кооперативов было принятое Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР Положение об организации деятельности малых предприятий от 6 июня 1989 года. Положение распространялось на государственные предприятия, имеющие бесцеховую структуру управления, работающие на принципах самоокупаемости и самофинансирования, численность персонала которых не превышала 100 человек. Таким образом, впервые был выделен критерий малого, пусть даже государственного предприятия, и определены дополнительные возможности для предприятий, соответствующих этому статусу. Прежде всего, был введен упрощенный порядок учреждения и регистрации таких предприятий. Малому государственному предприятию