Ви є тут

Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации

Автор: 
Аниканова Наталья Алексеевна
Тип роботи: 
социокультурные ориентиры трансформации
Рік: 
2006
Артикул:
193696
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ .................................................с.З
ГЛАВА I. Методологические и теоретические основания
исследования социокультурных ориентиров качества образования в процессе трансформации российского высшего образования.............................с.16
1.1 Качество образования: социокультурный дискурс определения..с.18
1.2 Социокультурные ориентиры парадигмальиой трансформации высшего образования...................................с.35
1.3 Социологическая модель качества образования в социокультурных параметрах............................с.51
ГЛАВА II. Состояние и тенденции изменения качества
образовательного процесса в российской высшей школе: социокультурный аспект.................с.68
2.1 Объективные факторы повышения социокультурной составляющей качества образования в российской высшей школе.................................................с.70
2.2 Характер взаимодействия акторов образовательного процесса в контексте преобразований системы контроля и оценки качества
в высшей школе........................................с.89
2.3 Основные аспекты управления качеством образования в процессе социокультурной трансформации высшей школы с. 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................:..с.121
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................с. 127
ЛИТЕРАТУРА...............................................с.133
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие возникла новая концепция национального богатства, в состав которого включается не только природные ресурсы и материальное богатство общества, созданное трудом многих поколений, но и интеллектуальные ресурсы. В числе главных факторов, определяющих степень развития стран, называют способность к прогрессивному включению людей в общественные процессы, валовой национальный продукт, продолжительность жизни и наряду с этим - развитие образования. Мир осознал, что решение глобальных проблем современности, экономическое, политическое и культурное благополучие, равно как и конкурентоспособность на мировом рынке зависят от высокого качества образования, высокого уровня его развития.
Во многих странах актуальными становятся ценностные приоритеты, обеспечивающие развитие общества, и среди таких приоритетов - качество образования, которое становится наиболее важным источником благополучия деятельности человека.
Самые динамичные и наиболее эффективные составляющие человеческого капитала - это образование, наука и культура. Осуществление социальной регуляции культурной деятельности предполагает совершенствование процесса образования. Важнейшим итогом такой регуляции является достижение определенного уровня качества предоставляемого образования. Он служит существенной предпосылкой формирования широкого спектра человеческих качеств, востребованных современным обществом.
Этим объясняется тот факт, что все кто причастны к подготовке кадров, скрупулезно ищут пути и методы реформирования системы высшего профессионального образования в целях подготовки высококомпетентност-ного специалиста, качество образования которого вполне отвечало бы потребностям динамичного развития общества. Высокообразованные люди являются не просто носителями лучших образцов национальной культуры, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится неконкурентоспособным. Именно здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны и в целом всего человечества.
ется совокупность социальных индикаторов, которые будут достаточны для содержательного описания специфических систем качества образования, удерживая при этом целостность самого явления. Модель управления качеством образования соразмерна с гуманитарно-ориентированной моделью специалиста. Она исходит из понимания того, что для решения назревших проблем в современных условиях наиболее адекватными на практике являются гуманистически-прагматическая идея и концепция образования на протяжении всей жизни человека.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы и обобщающие выводы данной работы могут быть использованы в первую очередь для разработки комплекса мер, направленных на укрепление культурного ядра российской системы образования при ее интеграции в европейское образовательное пространство (вхождение в Болонский процесс). Принципы моделирования, а также предлагаемая модель качества высшего профессионального образования вполне может стать ориентиром в разработке системы менеджмента качества образования российских вузов, направленной на формирование таких качеств выпускника как социальная уверенность и профессиональная конкурентоспособность.
Структура и содержание диссертационного исследование может стать основой спецкурсов при подготовке и переподготовке специалистов управления в системе высшего профессионального образования. Результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшего уточнения соответствующих направлений в современном социологическом знании: социологии культуры и социологии образования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Проблемы организационно-
методического обеспечения внутривузовского контроля качества образования» - научно-методическая конференция (Новочеркасск, НГМА); «Образование и наука - основной ресурс социально-экономического развития» - ме-
ждународная научно-практическая конференция (Ростов н/Д, институт управления бизнеса и права, ноябрь 2005г.); «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» - X международная научно-методическая конференция (Санкт-Петербург, гуманитарный университет профсоюзов, октября 2005г.); «Психолого-педагогические технологии подготовки специалистов в условиях интеграции гуманитарного и технического знания» - международная научно-практическая конференция (Ставрополь, Северо-Кавказский государственный технический университет, ноября 2005г.); «Человек как главное национальное богатство страны» - заочная научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, Академия управления и экономики, 22 февраля 2006г.). Результаты исследования опубликованы в научных работах общим объемом 12 п.л.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, приложения, списка литературы.