Ви є тут

Модель культурной социализации активной личности: факторы формирования и вектор трансформации : На примере ВДЦ Орленок

Автор: 
Федотова Юлия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275199
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 3-15
Глава 1. Методологические основания исследования социализации в контексте специфики соцнетальной сферы общества 16-56
1.1. Субсидиарность и коммунитарность как сущностные характер-стики различных моделей социетальности.......................... 16
1.2. Технологии социализации в субсидиарных и коммунитарных
идеологических моделях........................................ 41
Глава 2. ВДЦ «Орленок» как культурное пространство социализации молодежи................................................ 57-85
2.1 Институциональные характеристики ВДЦ «Орленок»............ 57
2.2. Реорганизация орлятской модели социализации и ее институционального оформления в социокультурной динамике российского общества.................................................... 70
Глава 3. Трансформация ценностного аспекта социализации в современном «Орленке» как объекте культу рных изменений 86-138
3.1. Тенденции трансформации базовой технологии социализации ВДЦ «Орленок» как социального механизма преемственности и инноваций в культуре.............................................. 86
3.2. Профессиональная деятельность вожатого как основного субъекта культурных изменений в контексте трансформации ценностного аспекта социализации в совреметюм ВДЦ «Орленок»................. 97
3.3. Тенденции трансформации ВДЦ «Орленок» как института социализации молодежи в современных социокультурных условиях 120
Заключение..................................................... 139-141
Литература.................................................... 142-149
Приложения.................................................... 150-171
2
Введение.
Актуальность темы. Трансформация социально-экономической и политической структуры российского общества непосредственно сказалась на ослаблении социализирующей функции базовых социальных институтов: семьи, образования, общественных организаций. Это проявилось в разрушении общезначимости базовых ценностей. В современных условиях ряд традиционных ценностей российской культуры (коллективизм, альтруизм, эгалитаризм) уже не обладает характером общепризнанных нравственных абсолютов и стихийно замещается конъюнктурными прагматичными установками.
В системе образования и воспитания, созданной и четко функционировавшей в советском обществе, главную роль в формировании поколения выполняли общеобразовательная школа и всесоюзная детская пионерская организация. Важной организационной формой социализации юношества в рамках Всесоюзной пионерии являлись пионерские лагеря, особенно всесоюзного значения: «Орленок», «Артек», «Океан».
Характерной отличительной чертой этих лагерей, которая определила их особое место в структуре системы советской социализации юношества, был направленность на отбор и социально-идеологическое воспитание детей, обладающих организаторскими способностями. В частности, «Орленок» был ориентирован на формирования школы пионерского и комсомольского актива, призванной обеспечить подготовку пионеров и комсомольцев страны к организаторской деятельности в их школьных организациях. На это были нацелены педагогические технологии и специально организованное культурное пространство, где главными субъектами социальной активности выступали сами дети. «Орленок», созданный в период советской «оттепели», воплощал в себе социальное и педагогическое творчество «шестидесятников». Следует подчеркнуть высокую эффективность и успешность творчества педагогов «Орленка»: воспитанники лагеря отличались незаурядностью и в дальнейшем проявили себя как творческие организаторы в разных сферах: педагогике, науке, административном управлении. Таким образом, «Орленок» четко отве-
3
Глава 1. Методологические основания исследования
социализации в контексте специфики социетальной сферы
общества.
1.1 Субсидиарность и коммунитарностъ как сущностные характеристики различных моделей социетальности.
Рассматривая социализацию как важнейший процесс, в основе которого лежит взаимодействие системы личности и социальной системы, влияющее на вхождение и успешное участие индивида в социально значимых и контролируемых образцах действия, и на воспроизводство общества как системы этих действий, мы полагаем, что целенаправленная социализация юношества посредством воспитания осуществляется не стихийно, а через специальные социальные институты - институты семьи, науки, искусства, религии, образования. Содержательная модель воспитания получила наибольшее концептуальное осмысление в системе образования посредством разработки целей, методов, педагогических технологий; в целом же процесс социализации определяется широким контекстом социетальной системы конкретного общества. Поэтому для того, чтобы проанализировать динамику трансформации определенной социализирующей модели в рамках ВДЦ «Орленок» как социального института, необходимо выявить сущностные характеристики социетальной системы общества, а также основные модели социализации, определяемые конкретной социетальной системой.
Современная социальная наука в качестве основного предмета социологии в широком смысле рассматривает изучение социальной структуры общества. Традиционно социальная структура общества рассматривается с двух позиций: во-первых, со стороны образующих ее институтов, во-вторых, как социальногрупповая структура населения. Обе эти позиции органически взаимосвязаны друг с другом и отражают единое целое. Исходя из этих позиций, исторически в социологии сложились два основных методологических подхода в исследовании общества. Один из этих подходов условно называют стурктурно-системным, а другой -субъектно-поведенческим.
16
Сторонники стурктурно-системного подхода рассматривают общество как социальную систему, а в качестве предмета социологии рассматривают преимущественно исторически сформировавшиеся социальные институты. В рамках такого подхода общество рассматривается как институциональная структура, существующая объективно и независимо от индивидов. Это - социетальный, институциональный, системный уровень рассмотрения общества. Часто такой подход называют также макросоциологическим.
Субъектно-поведенческий подход предполагает фокусирование основного внимания исследователей на изучении общества как совокупности образующих его социальных групп. В качестве предмета исследований как правило рассматривается сфера непосредственных социальных взаимодействий: процессы социальной коммуникации, повседневная деятельность человека, его статус, поведение, межличностные отношения и т.д. Эгот подход, ориентированные на рассмотрение микрокосма - человека, иногда называют микросоциологическим.
Обособление названных подходов носит объективный характер. С одной стороны, такое разделение позиций отражает реальное устройство общества, в котором сосуществуют как системные, образующие это общество структуры, так и деятельность социальных субъектов, выстраивающих взаимодействие в рамках данных структур. С другой стороны, по мнению специалистов42, наличие данных методологических подходов основывается на особенностях изучающих общество субъектов - ученых, склонных больше к восприятию структурной или деятельной стороны человеческой истории. Эти особенности отмечал в своих работах А.Маслоу, выделяя склонность ученых к аналитическому и синтетическому способам построения концепций43. В соответствии с этим А.Маслоу выделял два направления в научном труде, предполагающих как изучение реального, человеческого, так и идеального, «бесчеловечного», скрытого.
Очевидно, что в рамках только одного из данных подходов в социологии невозможно более или менее полно проанализировать и объяснить социальные про-
42 Кирдина С. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2001. С. 10
43 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. С. 67-72
17