2
Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические проблемы социологического исследования сексуальной культуры........................................17
1.1 Сексуальная культура: сущность, структура, типология........17
1.2 Стереотипы сексуальной культуры: мсжпоколенческий подход 46
Глава 2 Социологический мсжпоколенческий анализ современной сексу-
альной культуры: тенденции и перспективы..............................68
2.1 Добрачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений.............................................................71
2.2 Брачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений............................................................103
Заключение...........................................................140
Список литературы....................................................146
3
Введение
Актуальность. На рубеже веков в России кардинально изменилась социально-экономическая и социокультурная ситуация. Это не могло не отразиться на всей сфере сексуальных отношений и сексуальной культуре. В современных условиях российское общество переходит от традиционной к современной сексуальной культуре. Это актуализирует проблему социологического изучения сексуальных отношений. Сексуальная жизнь давно стала признанной областью социологических, культурологических, исторических, психологических, психоаналитических, антропологических и философских исследований. Основы изучения данного предмета в современной российской социальной науке заложили исследования И. Кона и С. Голода, проводившиеся с 1970-х гг.1 В 1990-е гг. на основе открытия публичного дискурса сексуальности (она репрезентирована в средствах массовой информации, в публицистической и профессиональной литературе, на политической арене) она становится легитимной областью исследований. Результаты западных социологических (теоретических и эмпирических) исследований сексуальности стали доступными российскому читателю.
Большинство исследователей сексуальности разделяют точку зрения, согласно которой ключевую роль в сексуальной идентификации играет смысл, придаваемый той или иной сексуальной практике. Однако эта идея редко находит применение при рассмотрении процесса осмысления сексуальных практик людьми, придерживающимися определенных норм в интимных отношениях. Взаимосвязь этих практик и норм двоякая: с одной стороны, практики способствуют укреплению тех или иных норм, их превращению в традиционные, стереотипные; с другой, новые сексуальные практики, первоначально присущие лишь незначительному большинству общества, постепенно подрывают сложившие стереотипы сексуального поведения и культуры. В частности, исследователи
1 Здравомыслова Е., Темкина А. Российская трансформация и сексуальная жизнь // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомыеловой и А. Темклной. СПб. 2002. С 7.
15
ложена ее типология по критериям отношения к стереотипам и нормам (традиционная, переходная, современная);
• обоснована эвристичность использования методологии и методики межпоколенческого анализа (сравнение ценностных ориентаций и представлений людей разных условных поколений начала XXI века) к явлениям сексуальной культуры и сексуального поведения, что позволило осуществить анализ изменения норм и стереотипов сексуальной культуры, раскрыть тенденции и противоречия социокультурной динамики сексуальных отношений в современном российском социуме;
• разработана модель ориентаций-характеристик, присущих традиционному и современному типам сексуальной культуры, осуществлена её эмпирическая интерпретация и определены индикаторы устойчивости сексуальных норм и стереотипов;
• на её основе проведен межпоколенческий анализ сексуальной культуры в контексте добрачной и брачной сексуальности и выявлены особенности сексуальной культуры, содержания сексуальных норм и представлений разных поколений (традиционные установки сохраняются у старшего поколения и выборочно у младшего; у старшего поколения нарастает готовность принять в отношении других изменившиеся нормы сексуального поведения -кроме гомосексуализма; среднее поколение частично сохраняет стереотипы сексуальной культуры, господствовавшие в период его первичной социализации, но с ориентацией на нормы и правила сексуальной жизни эпохи сексуальной революции; младшее поколение реализует нормы новой, современной /постсоветской/ сексуальной культуры - толерантность к добрачным сексуальным связям, гомосексуальным отношениям и свободе вербализации сексуального опыта, но более нетерпимо относится к внебрачным связям).
Научно-практическая значимость работы заключается в расширении и углублении научных представлений нормативной сексуальности. Полученные результаты демонстрируют, что сексуальная культура людей разных поколений различна, так как изначально является социокультурным яв-
16
лением. Предложенные теоретические и практические выводы могут найти применение в деятельности практикующих социологов, сексологов, семейных психологов и социальных работников. Использование материала, представленного в тексте диссертации, возможно при подготовке лекций и практических занятий курсов «Гендерная социология», «Социология семьи», «Социология сексуальности», «Социология молодежи» как на социологических, так и на других социально-гуманитарных факультетах. Социологический анализ сексуального поведения, сексуальной культуры свидетельствует о переходе от рассмотрения сексуальных отклонений, маргиналов, к критическому анализу тех, чьё поведение прежде считалось непроблематичной «нормой».
Ряд теоретических положений работы был использован при разработке курса «Социология», «Демография», читаемого автором студентам дневной формы обучения Уральского государственного технического университета -УПИ.
Апробация работы. Положения и выводы настоящего исследования были представлены на научных и научно-практических конференциях:
V Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2003), II Всероссийский социологический конгресс «российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (МГУ, Москва, 2003), V Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2004), IX отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2005), научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в современном Российском вузе» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2006).
- Київ+380960830922