Ви є тут

Инновационная парадигма социокультурного образования XXI века

Автор: 
Васильева Елена Николаевна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
358
Артикул:
193391
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социокультурного образования.......................................23
1.1. Высшая школа в контексте модернизации российского образования.23
1.2. Социокультурное образование, его парадигмальные основания и этапы развития..................................................57
Глава II. Социальные детерминанты реформирования профессионального социокультурного образования.....................93
2.1. Профессиональная среда субъекта деятельности в сфере культуры .93
2.2. Региональные особенности профессиональной деятельности
в сфере культуры................................................118
2.3. Социальный портрет субъекта профессиональной
деятельности в сфере культуры...................................143
Глава III. Концептуальные принципы и механизм формирования образовательного потенциала специалиста в сфере культуры 171
3.1. Мониторинг профессиональной направленности и динамика ценностных ориентаций студента-выпускника......................171
3.2. Дискурс-анализ профессионально-образовательных компетенций субъекта деятельности в сфере культуры.............197
Глава IV. Человековедческая компетентность как доминанта инновационной парадигмы высшего российского социокультурного образования XXI века.............................239
4.1. Проблема человековедения в системе современного социокультурного образования...................................239
4.2. Формирование человековедческой компетентности
в образовании специалиста сферы культуры XXI века...............257
4.3. Инновационная модель российского высшего
социокультурного образования....................................282
Заключение........................................................298
Литература........................................................302
Приложение №1.....................................................345
Анкета студента-выпускника......................................345
Приложение №2.....................................................352
Анкета эксперта.................................................352
Приложение №3.....................................................357
Бланк-интервью эксперта.........................................357
2
Введение
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, происходящие в мировом сообществе, ярко проявляются во взаимозависимости общественного прогресса и образования, что придаёт достижениям и проблемам последнего особую актуальность. Доминирующее значение системы образования повышается по мере развития постиндустриальной, информационной цивилизации, в связи с переосмыслением человечеством в целом своих целевых установок и ценностей. Исследование феномена образования одновременно в различных областях знания, в рамках философских, педагогических, социологических и других наук, ведёт к расширению теоретического его осмысления в русле нового времени.
Являясь сложным по природе, многообразным по формам и последствиям феноменом, оказывая огромное влияние на общественное развитие, образование само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов.
Присоединение России к Болонскому соглашению после подписания в сентябре 2003 года Берлинского коммюнике сделало её участником процесса, ведущего к созданию общеевропейского пространства высшего образования. Характерно, что основными движителями этого процесса в Европе являются те же самые проблемы высшей школы, что и стоящие перед российскими вузами, - глобализация экономики, борьба за место на рынке образовательных услуг, обеспечение мобильности специалистов, развитие систем гарантии качества в высшем образовании и т. д. Важнейшая проблема на ближайшие годы - защита отечественных вузовских традиций от слишком смелых экспериментов - должна сочетаться и параллельно решаться с другой - обеспечение эффективной образовательной подготовки, соответствующей новым запросам общества
3
«Современный мир требует подготовки человека, понимающего других людей; человечество в целом вступает в фазу переосмысления своих целевых установок и ценностей» [185.С. 21].
Справедливо подчеркивается: «В современном быстро меняющемся мире образованию, особенно высшему гуманитарному, принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств. Но эта роль далеко не всегда осознается в полном объеме. И в нашей стране в развитии высшей школы в известный период преобладал однобокий прагматический подход, ориентированный на сложившуюся систему разделения квалифицированного труда, т. е. не столько на духовное и гражданское становление личности, сколько на подготовку кадров для выполнения узкоспециализированных функций» [297. С.4].
Высшая школа сегодня работает в условиях неопределенности: студента она должна подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно. По «поскольку нестабильность и неопределенность являются доминирующей тенденцией в мире, постольку и стратегическая задача образования должна состоять в том, чтобы научить человека жить в этом мире», - верно отмечает В. П. Борисенков [58. С. 254].
Высшее образование выступает в качестве особой сферы взаимодействия интересов человека и общества. Человеку нужны не только профессиональные знания. Характерная особенность XXI века состоит в том, что высшее образование становится насущной необходимостью каждого человека, важным условием сколько-нибудь достойного его существования.
Эта тенденция проявилась и в спросе на высшее образование, которое прослеживается в начале XXI века. Статистический сборник «Россия в цифрах» констатирует активный рост высших учебных заведений и численность студентов в них по годам. Если в 1999-2000 уч. году было 939 вузов, то в 2002-2003 году их уже насчитывается 1039; соответственно число студентов выросло с 4073 тысяч в 1999-2000 году до 5948-в 2002-2003.
34
Задача высших учебных заведений не только подготовка специалистов, но еще и подготовка людей, которые смогут чувствовать себя свободно в мире непрестанных технологических изменений и переворотов; в мире, где приходится сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений, затрагивающих жизненные интересы, как их самих, так и многих других. В таких условиях задачей вузов становится подготовка человека, способного ориентироваться не только в мире новых информационных, но и социальных технологий, порой, весьма агрессивных и настроенных на манипулирование людьми.
Как известно, 19 сентября 2003 г. в Берлине на встрече министров, отвечающих за высшее образование в 33 европейских странах,
В. М. Филиппов, в то время министр образования РФ, заявил, что Россия готова стать участницей общеевропейского проекта.
По итогам конференции было принято Коммюнике, в котором Россия провозглашена полноправным членом Болонского процесса среди сорока европейских государств. Болонский процесс - это последовательное движение стран Европейского Союза к сближению и объединению.
Истоки его возникновения в ситуации, когда все границы между европейскими странами открылись. Денежные единицы одинаковые, а перемещение населения внутри этих границ с целью длительного проживания или получения работы остается по-прежнему весьма затруднительным. В Европе сложились зоны, где есть низкий уровень безработицы и наблюдается нехватка рабочей силы по целому комплексу профессий. При этом совсем рядом, в соседней стране, существует высокая безработица, а перетекания рабочей силы из одной зоны в другую не происходит, поскольку граждане другой страны не принимаются на работу ввиду того, что у них диплом о высшем образовании другого государства. Наблюдается ситуация, когда продолжают сохраняться неформальные границы, которые не дают возможности дальнейшего
35