СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ................13
1.1. Экологический кризис в социокультурном контексте......... 15
1.2. Экологическая культура: подходы к определению.............28
1.3. Социологическая модель экологической культуры.............43
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОСТОЯІІИЕ И ТЕІ1ДЕНЦИИ ТРАІ1СФОРМАЦИИ 60
2.1. Эколого-мировоззрснческие ориентиры молодежного сознания 60
2.2. Деятельностно-прагматические установки экологической культуры молодежи.......................................................75
2.3. Экологизация образования как фактор становления экологической культуры молодежи..............................................92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................106
ЛИТЕРАТУРА
118
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. В условиях обострения экологической ситуации, которую характеризуют как кризисную, поскольку развитие современного производства все более сталкивается с ограниченными возможностями природы к самовосстановлению, что влечет за собой локальную, а затем глобальную экологическую катастрофу, особую актуальность приобретает определение возможностей решения экологической проблемы на всех уровнях - от локального до глобального. Выработка необходимой стратегии требует научного поиска новых подходов к анализу развития взаимодействия природы, общества и культуры, процессов становления экологической культуры и соответств) ющих ей форм человеческой жизнедеятельности.
Масштабы переживаемого человечеством экологического кризиса хорошо известны. Они нашли отражение в материалах Саммитов Земли в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002), Киотском протоколе и других международных документах. Также хорошо известно, что экологический кризис в современной России носит особенно острый характер, поскольку переход к рыночным отношениям, породившим уродливые формы взаимоотношений общества и природы, лишь усугубил и без того напряженную экологическую обстановку. В то же время приходится констатировать, что до сих пор велика пассивность экологического сознания российских граждан. Так, по данным социологического исследования Института Гэллапа и Института социологии Российской Академии наук, проведенного еще в 1992 году, осознание ответственности граждан за сохранение окружающей среды в нашей стране в 2,4 раза меньше, чем в экологически развитых странах, а степень участия россиян в работе экологических организаций оказалась в 2,8 раза ниже среднего
что свидетельствует о низком уровне экологической культуры молодежи в целом.
6. Радикальное преобразование образования, осуществляемое инновационным путем, в своей основе должно учитывать возрастающую потребность в экологизации содержания образования на всех ) ровнях системы образования. При этом сам процесс экологизации образования выступает как процесс насыщения содержания образования экологическими знаниями, выработки экологической культуры, умения и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики. Особая роль в данном процессе принадлежит экологической социологии, поскольку именно экосоциология в первую очередь позволяет осваивать социокультурные аспекты взаимодействия общества и природы как целостного процесса.
Научная и практическая значимость исследования определяется теоретическим и прикладным значением результатов диссертационной работы. Они представляют интерес с точки зрения возможности использования се основных положений и выводов в дальнейшей разработке соответствующей проблематики общей социологии, социологии образования, экологической социологии.
Полученные автором результаты могут оказаться полезными при подготовке и принятии решений государственными и муниципальными органами власти в сфере охраны природы п формирования у населения экологической культ)ры. Они мот бьпь использованы также в учебной работе - в лекционных курсах и спецкурсах по социологическим, культурологическим, политологическим и экологическим дисциплинам.
Апробация работы. Основные положения и выводы дпссерташюоиого исследования докладывались и обсуждались на совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии
РГПУ. Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в 5,58 п.л.
Результаты исследования применяются в работе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Рос гопской области.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы.
12
- Київ+380960830922