Ви є тут

Нормы любви в гендерной системе культуры

Автор: 
Климова Светлана Владимировна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193603
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Методология исследования любви в социологии.............24
1.1. Методы исследования любви в социологии............24
1.2. Концептуальный анализ любви.......................39
1.3. Анализ социальных нормативов......................51
сексуальных отношений
1.4. Анализ гендерных идеалов образцов любви...........70
Глава 2. Инновации образцов любви
в современном обществе.................................92
2.1. Любовь в контексте трансформации
брака и семьи......................................92
2.2. Гендерная асимметрия в любви:
традиции и новации................................118
2.3 Образцы любви в современном
российском обществе...............................137
Глава 3. Любовь как норма эротических отношений.................162
3.1. Императив любви в формировании гендера...........162
3.2. Норма любви в ракурсе социальной мобильности 186
Заключение.......................................................222
Библиографический список использованной литературы...............232
Приложения.......................................................259
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что социальное самочувствие прямо зависит от качества чувств, сопровождающих взаимодействие людей в обществе. В обществе чувству любви придают большое значение. Исследования чувственных и рациональных основ духовной и практической деятельности человека в культуре убеждают, что любовь традиционно считается образцом единства чувств и разума, что требует научного объяснения.
Особую актуальность имеет исследование любви как общезначимой ценности европейской культуры во времена социальной нестабильности в России. Вместе с исчезновением советской идеологии изменилось влияние социальных институтов на эротические отношения женщин и мужчин. Изучение типичности в формировании эротических отношений и чувств необходимо, чтобы понять сущность происходящих в обществе структурных трансформаций и прогнозировать тенденции развития брачно-семейных отношений. Исследование заданных культурой образцов любви между женщинами и мужчинами имеет важное значение в условиях легитимации сексуальной революцией гомосексуальной любви, создающей собственные модели на базе европейских культурных архетипов. В свете практических проблем социального института брака и семьи, отношений людей в интимной сфере, эротического воспитания в социологии должно развиваться направление, в котором любовь и эротические отношения были бы объектом специального изучения.
В современной западной и отечественной социологии изучение гетеросексуальных отношений систематизируется в рамках гендерных исследований. Возникнув в лоне феминистских концепций социальных отношений, гендерный анализ социальной реальности демонстрирует эффективность в изучении социальных процессов, обнаруживая наличие патриархата в прошлом и современном общественном порядке.
30
ного отражения реальности. В гносеологии понятие рациональности теряет онтологический смысл и приобретает инструментальное значение для выражения научных и ненаучных способов объяснения реальности. Происходит кризис научной модели рациональности в качестве критерия для оценки деятельности. В свете неклассического понимания рациональности изменяется представление о роли чувств, в том числе интимных: признаётся, что чувственные процессы имеют не меньшее познавательное значение, чем интеллектуальные, и играют первостепенную роль для символического представления действительности.
Социальное действие основано на рациональной деятельности, отражает её качества и особенности. Как показала практика, невозможно с позиции «цель-результат» оценить эффективность действия человека и измерить их многообразие. Г. Гарфинкель в «Этнометодологии» посредством социологического анализа эмпирического материала показывает, что существуют инварианты действий, на которых основана практическая деятельность людей. Инварианты действий - знание о действиях в тех или иных ситуациях, над которым люди не задумываются, поскольку «так поступают все», является необходимой предпосылкой уверенности человека в успешном результате своих действий. Знание об этих повседневных образцах поведения человек получает в процессе многократного их повторения в процессе социализации и нерефлексивного следования в социальных взаимодействиях традиционным действиям людей в тех или иных ситуациях. Таким образом, есть ограничение для использования модели научной рациональности в эмпирическом исследовании, так как само рациональное освоение действительности не абсолютно: «Человек в повседневной жизни информирован смыслом событий посредством использования заднего плана естественных фактов жизни, который любой из нас обязан знать и доверять ему»1. Вебер доказывал, что целерациональное действие существует теоретически [54]. В методологическом аспекте рациональность необходима для конструирования модели, в то время как в реальной деятельности модели не функционируют как таковые. Выделяя из контекста инварианты в качестве
; Harfinkel Н. Studies in Ethnomethodology. Cambridge, 1999. P. 275 (Перевод С.В.Климовой).
31
очевидного, Гарфинкель показывает, как можно эмпирически изучать социальные нормы. Его исследование демонстрирует границы применения классического понятия рациональности: «Отношения между обычной практикой и рациональностью неуместны только с точки зрения ежедневного здравого смысла и философских учений. Но социологическое исследование принимает как трюизм то, что способность человека действовать «рационально», т.е. способность человека в его ежедневных делах рассчитывать, - эта способность зависит от способности человека считать как само собой разумеющееся, принимать, как истинное, огромное количество особенностей социального порядка»1.
В основе теории символического интеракционизма заложено неклассическое понимание социального действия. «Прагматическая теория действия радикально отличается от моделей социологического утилитаризма. Согласно эксклюзивному рассмотрению рационального действия этих теорий, эти модели не в состоянии объяснить действия, отклоняющиеся от модели рациональности, они рассматривают их как несовершенный вид действия. Эти теории выдвигают остаточную концепцию нерационального действия, которые не позволяют реконструировать феноменальное разнообразие действия»2. Сциентистский идеал рациональности ориентирован на модель идеального типа действия. Прагматический подход к рациональности учитывает все выражения взаимодействия, особенности человеческого фактора, поэтому чувственные состояния актора исследуются методами, основанными на теории символического интеракционизма.
Чувства легко поддаются интерпретативным и ситуативным факторам, на необходимость знания которых в социальном взаимодействии указывает символический интеракционизм. Его представители прежде всего утверждают важность когнитивной функции чувств: с помощью чувств акторы понимают смысл ситуации. Например, если человек чувствует напряжение или гнев, нужно поближе присмотреться к ситуации, чтобы обнаружить причину этих чувств.
Чьи. Р. 172.
2 ,1оа5 Н. БутЬоНс МсгасПогтт // Бос1а1 ТЬеаду Т<х1ау. СатЬпс^с, 1993. Р.82-116 (Перевод С.В.Климовой).