СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Национально-культурная идентичность как социальный феномен
§ 1. Природа идентичности, типы и виды идентификации
§2. Методы исследования национально-культурной идентичности: критический анализ
§3. Показатели и индикаторы национально-культурной идентичности
Глава 2. Состояние национально-культурной идентичности студенческой молодежи
§1. Идентификация студенческой молодежи с государством
§2. Идент ификация студенческой молодежи с Россией
§3. Идентификация студенческой молодежи с русской культурой
§4. Идентификация студенческой молодежи с русским народом
Заключение
стр. 3-12
стр. 13-81 стр. 13-53
стр. 54-71 стр.72-81
стр.82-121
стр.82-88 стр. 89-99
стр. 100-111
стр.112-121 стр. 122-124 стр. 125-3 35 стр. 136-148
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом факторов, среди которых, прежде всего, следует назвать кризис идентичности, который многими представителями как отечественной, так и зарубежной общественной мысли рассматривается в качестве знамения времени. Сегодня стало очевидным, что переход общества на постиндустриальную стадию своего развития, формирование новой системы социальных связей и отношений, изменение структуры и значимости базовых ценностей, на которых зиждется здание человеческой цивилизации, сопровождается потерей представлений человека о том, кем он является по своему социальному и этническому статусу, по своим эстетическим и нравственным установкам. Возникновение «одномерного человека», о котором писал Г. Маркузе, с его размытыми представлениями о своей социальной, этнической, религиозной и культурной принадлежности; «глобальной деревни», где большинство жителей воспринимают себя «гражданами мира», прогрессирующей деперсонализацией и утратой личностного начала, интерпретируется многими исследователями, как показатели критического рубежа, к которому подошла в своём развитии цивилизация, поставившая в качестве цели достижение высочайшей экономической эффективности и безграничного господства над природой. Перефразируя Ф. Ницше можно сказать, что сегодня мы присутствуем не только при смерти Бога, но и человека, что подтверждается как результатами многочисленных исследований психологов, социологов, философов, так и социальной практикой. Выяснение того насколько далеко зашёл этот процесс, и в какой мерс оправданы апокалипсические прогнозы Э. Фромма и М.Маклюэна, Э. Эриксона и Ф. Фуку ямы, А. Камю и М. Фуко и многих других представителей отечественной и зарубежной социальной мысли представляет большую важность.
Особую значимость ответы на эти вопросы приобретают в связи с теми глобальными процессами, которые разворачиваются в мире. Основные
ГЛАВА I
Национально-культурная идентичность как социальный феномен
§1. Природа идентичности, типы и виды идентификации.
Проблемы, связанные с формированием идентичности, находятся в фокусе научной мысли достаточно давно. Исследователями данного феномена были преимущественно западные ученые, рассматривавшие идентичность в рамках различных наук: психоанализа, психологии, социальной психологии, психологии личности, социологии и т.д. Рассмотрим, какое содержание имеет понятие «идентичность» в разных научных направлениях.
Прежде уточним, что идентификация (самоидентификация) предполагает действие, некий процесс соотнесения объекта с другими, т.е. идентификацию можно характеризовать как динамическую категорию. Идентичность же - категория, описывающая статику, конечный факт идентификации. Но в целом эти понятия отражают единый процесс определения (самоопределения) человека в обществе, в нации, в культуре.
Следует отметить, что точной дефиниции этих понятий, с которыми были бы согласны все исследователи данной проблематики, нет. Термин «идентичность», популярный в западной науке, практически нов для нас.
Для уточнения сущности понятия «национально-культурная идентичность» уточним исходные понятия «идентичность», «идентификация».
Идентификация (от лат. 1бепЦАсаге - отождествлять) - психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом. Термин идентификация берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс подражания поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет.3
Термин идентификация является основным в психоанализе и был впервые введен в научный лексикон Зигмундом Фрейдом. Первоначально
3 Энциклопедический социологический словарь. Под ред. академика РАИ Осипова Г.В. - М., 1995.- С. 206.
Фрейд под идентификацией понимал явления патологической депрессии, затем он использовал это понятие для анализа сновидений и некоторых других процессов, с помощью которых маленькие дети осваивают образцы поведения «значимых других» и формируют «сверх-Я». Фрейд выделяет два типа идентификации: первичная и вторичная. Первичная идентификация возникает в младенчестве и является эмоциональной формой привязанности ребенка к матери. Затем эта привязанность уступает место вторичной идентификации, которая играет роль защитного механизма. Благодаря этому механизму ребенок справляется с тревогой, вызванной угрожающим авторитетом «значимых других», путем включения некоторых аспектов их поведения в собственные действия. Эта форма отождествления, по Фрейду, является предысторией «Эдипова комплекса», когда происходит отзеркаливание некоторых особенностей поведения отца маленьким мальчиком. Применительно к взрослому субъекту идентификация в теории Фрейда связывалась с невротическим симптомом, причиной которого являются болезненные явления, возникающие у субъекта и характерные для объекта, чье поведение он имитирует.
Согласно Фрейду, механизм идентификации реализует взаимодействие индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как определенное вживание, которое в некоторых случаях приобретает свойство «психической инфекции», характерной для толпы.4
Одним из последователей 3. Фрейда была его дочь Anna Фрейд, в теории которой понятие идентификации рассматривается как один из комплексных механизмов психологической защиты своего «Я» от внешних угрожающих объектов. Таков механизм «идентификации с агрессором»: испытывая или ожидая угрозу со стороны объекта, субъект бессознательно имитирует его позицию и своими агрессивными поступками нейтрализует опасность. При этом между субъектом и отображаемым объектом устанавливается
4 Энциклопедический социологический словарь. Под ред. академика РАН Осипова Г.В. - М.,1995.- С. 206.
- Київ+380960830922