Ви є тут

Социальная аксиология суицида

Автор: 
Бойко Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000212292
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА I. Ценностный подход в социологии суицида................17
1.1. Жизнь как социальная ценность.........................17
1.2. Феномен суицида в контексте культуры..................38
ГЛАВА П. Социальные аттитюды к суициду.........................73
2.1.Культурно-историческая эволюция суицидальной установки....73
2.2. Социокультурное измерение суицида.....................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................ИЗ
Библиография..................................................117
Приложения....................................................127
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация ценностной системы российского общества в направлении гуманизации на данном этапе затруднена объективным социально-экономическим неблагополучием. В настоящее время является признанным тот факт, что на фоне отчужденности, раскрепощенного насилия ценность человеческой жизни снижается. Увеличивается социальный контроль над человеческой жизнью, но сама ценность жизни, ценность безусловного достоинства человека нивелируется. Сталкиваются стремление социума определять время окончания человеческой жизни, устанавливать показатель средней продолжительности жизни и желание индивида решать этот вопрос в рамках собственной жизни. Актуальность избранной проблемы продиктована задачами социологического, и аксиологического анализа суицидального феномена, раскрытия связи антивитальных установок с современной социальной ситуацией.
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно совершается около 500 тысяч суицидов и 7 миллионов суицидальных попыток. Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню самоубийств как причины смерти: 36-40 случаев на 100 тысяч населения в последние годы. В регионах Сибири, Дальнего Востока этот показатель достигает максимального уровня аутоагрессии в обществе: 50-60 случаев на 100 тысяч человек. Рост уровня суицидов является социально-обусловленным фактором риска для человеческого потенциала современной России. Состояние аномии, социально-экономической незащищенности, политической нестабильности в последнее время провоцируют новую волну аутоагрессивных проявлений.
Распространение различного рода социальных патологий, психических заболеваний, алкоголизма, наркомании углубляет кризисные тенденции, возрастает суицидоопасность малообеспеченных и соматически ослабленных групп населения, пожилых людей, безработных. За последние 5 лет уровень суицидальности, а также уровень преступности вырос в 2 раза, что
ности жизни человека как абсолютном социальном приоритете. Суицидальный феномен имеет многомерный характер, научная рефлексия этого комплексного явления осуществляется в рамках социологии, философии, психологии,психиатрии.
2. Наряду с ценностью жизни как предметом жизненной аксиологии, в аксиологическое проблемное поле непосредственно включены социальные установки как выражение ценностного отношения к социальным объектам или социального отношения, имеющего оценочную природу. Эволюция аттитюдов к самоубийству происходила с развитием научного мировоззрения и обыденных представлений, независимо от знака отношения суицидальная смерть табуировалась, а человек, совершивший суицид, стигматизировался, например, приписыванием психической болезни. Изменения аттитюдов к суициду в истории культуры связаны с преобладанием чувства страха, отвержения, сочувствия в процессах дистанцирования и отстранения от самодеструкции. В общественном сознании социальная ценность и социальная установка выполняют разные функции: ценность присуща жизни как свойство, а атгитюд выражает ценностное отношение к жизни, к жизненным проявлениям, к антивитальным намерениям. Отношение к самоинициированной смерти, таким образом, рассматривается в рамках социальной аксиологии, а связь понятий ценности и аггитюда представляется одной из перспективных проблемных областей социологии.
3. Продуктивным направлением социологии суицида выступает социокультурное измерение данного феномена, объединяющее достижения социокультурной антропологии, социологии девиантного поведения и социальной психологии. Отечественная социологическая традиция относит суицид к девиантному поведению, хотя с учетом социального конструирования культурных норм решающее значение принадлежит не девиациям, а социальным аттитюдам. Социокультурный анализ суицида включает изучение аттитюдов к самоубийству, суицидального подражания, репрезентаций суицида в различных формах культурной и социальной жизни, ти-