Ви є тут

Мотивационная сфера сознания курсантов вузов МВД Российской Федерации

Автор: 
Назарова Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
142
Артикул:
193672
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......................19
§ 1. Мотивационная сфера сознания: социологическая категоризация,
операциональные конструкты и показатели измерения..19
§ 2. Сущность и специфика профессиональной подготовки курсантов в
вузах МВД Российской Федерации.....................41
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ В
ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...............57
§ 1. Субъективное пространство мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД Российской Федерации..................57
§ 2. Профессиональные корреляты мотивационной сферы сознания
курсантов вузов МВД Российской Федерации...........74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................107
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................121
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью общества в квалифицированных, профессионально подготовленных сотрудниках органов внутренних дел, способных по своим деловым, моральным, психологическим и физическим качествам обеспечить охрану законности и правопорядка, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, успешно вести борьбу с преступностью и другими правонарушениями. В Заключении по результатам парламентских слушаний 1999 года «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях» подчеркивается, что криминогенная ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Общее количество зарегистрированных преступлений за этот год составило 2,63 млн. Доминирующее место в структуре преступности занимают тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 60%. Особую тревогу вызывает рост организованной преступности, бандитизма, заказных убийств, взрывов и других проявлений терроризма. Зарегистрировано 316 проявлений бандитизма, 823 случая похищения людей и 138 случаев захвата заложников. Совершено 886 криминальных взрывов, в результате которых погибли 141 и ранены 553 человека. 43% опасных преступлений остаются нераскрытыми, в том числе 7 500 убийств.
В указанном документе также отмечается и снижение общего уровня деятельности правоохранительных органов. Современное состояние правопорядка в стране, изощренность организованной преступности, нарастание коррупции во властных структурах, появление новых, нетрадиционных форм и методов антиобщественных деяний и преступных посягательств качественно преобразуют криминальную среду'. Правоохранительные органы все чаще сталкиваются в своей работе с неожиданными и непредсказуемыми ситуациями, бывают неготовыми к
13
- определить основные теоретико-методологические и методические принципы социологического анализа мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ;
- сформировать категориальный аппарат социологического исследования мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ;
- выделить и интерпретировать операциональные конструкты мотивационной сферы сознания, систему критериев, показателей и индикаторов их эмпирического измерения;
- провести лонгитюдное конкретно-социологическое исследование трансформации мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ в процессе профессиональной подготовки;
- определить и проанализировать основные профессиональные корреляты мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ;
- осуществить концептуальный анализ проблемы на основе принятой методологии и эмпирической базы исследования;
- обосновать теоретические и практические выводы и рекомендации в адрес субъектов управления образовательным процессом различного уровня, а также профильных специалистов высших учебных заведений МВД РФ.
Объект исследования - мотивационная сфера сознания курсантов высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Предмет исследования - трансформация мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ в процессе профессиональной подготовки.
К элементам научной новизны диссертации можно отнести:
- авторский концептуальный подход к мотивации, базирующийся на междисциплинарном синтезе философского, социологического, физиологического, педагогического, и социальнопсихологического познания;
14
- определение основных теоретико-методологических и методических принципов социологического анализа мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ;
- оригинальный категориальный аппарат социологического исследования мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ;
- выделение и интерпретацию операциональных конструктов мотивационной сферы сознания, системы критериев, показателей и индикаторов их эмпирического изменения;
- результаты лонгитюдного конкретно-социологического
исследования трансформации мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ в процессе профессиональной подготовки. В научный оборот включаются новые эмпирические данные, позволяющие оценивать социальную эффективность профессионализма дипломированных специалистов органов внутренних дел;
- определение и анализ основных профессиональных коррелятов мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД РФ;
- обоснование теоретических выводов, разработку практических рекомендаций в адрес субъектов управления образовательным процессом различного уровня, а также профильных специалистов высших учебных заведений МВД РФ.
Положения, выносимые на защиту:
Мотивационная сфера сознания курсантов высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой сложное системное образование и рассматривается в диссертации как результат взаимодействия потребностей, интересов и ценностей курсантов с непосредственными условиями их жизнедеятельности в процессе профессионального становления сотрудников правоохранительных органов. Такой методологический подход, во-первых, обеспечивает анализ мотивационной сферы в ее целостности; во-вторых, позволяет получить