Ви є тут

Динамика ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири : По материалам социологического исследования выпускников общеобразовательных школ г. Железногорска (Красноярска-26) и г. Зеленогорска (Красноярска-45

Автор: 
Савочкин Дмитрий Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262215
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ стр.
ВВЕДЕНИЕ . ,....................................... 03
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири.............................. 13
1.1. Теоретический анализ: ценностные ориентации как
обобщенный показатель социальной направленности личности и духовного развития общества......... 13
1.2. Выпускники школ как особая социально-
демографическая группа молодежи.................... 29
,
1.3. Закрытые города Сибири как ‘специфический элемент
социально-территориальной структуры региона........ 34
1.4. Гипотезы и методика исследования................... 40
ГЛАВА 2. Анализ динамики ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири.......... 45
2.1. Динамика социальной направленности выпускников школ на эмоциональном уровне........................ 45
2.2. Динамика актуальных проблем выпускников школ 56
2.3. Основные типы жизнешгых ориентаций выпускников школ малых городов Сибири........................... 76
2.4. Динамика социальной направленности выпускников школ
в основных сферах жизнедеятельности................ 82
• Сфера материальных интересов............. 82
• Сфера профессиональных ориентаций............... 90
• Сфера учебной деятельности...................... 97
• Сфера коммуникации и досуга 99
• Сфера социо-культурных и политических интересов . 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 131
Список использованной литературы.................... 141
Приложения......................................... 154
з
ВВЕДЕНИЕ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСЛЕДОВАНИЯ.
Изменения, происходящие в духовно-нравственной сфере жизни общества на этапе коренных преобразований, всегда носили символический, «знаковый» характер, поскольку рассматривались исследователями в качестве своеобразной проекции тех норм и ценностей, которые приходят на смену предыдущим. Особенно верно это по отношению к молодежи, которая в сил}' своей восприимчивости и способности к усвоению нового наиболее полно аккумулирует складывающиеся формы социального взаимодействия. Ценностные ориентиры молодежи в подобной ситуации могут выступать в качестве своеобразных векторов эволюции ценностей, ориентированных уже на «завтрашнее» общество.
Думается, что именно этим объясняется в наше время столь пристальное внимание к молодежи, ее интересам, проблемам и ценностным ориентирам. Всех интересует вопрос о том, в каком направлении движется наше общество, идущее по пути реформ, и каким оно станет в XXI веке.
Системный кризис, охвативший все сферы общественной жизни, порождает противоречивые условия социализации молодых людей. Особенность ситуации состоит еще и в том, что «традиционные» образцы поведения оказались разрушенными, а большинство «субъектов» общественной жизни, утратив прежнюю идентификацию, находятся на стадии зарождения. Если у представителей старшего поколения есть в наличии собственный жизненный и профессиональный опыт, устойчивая в целом система ценностей, то молодежь этого лишена и включается в новую социальную реальность без такой подготовки, без
15
эволюционные, а также социальный аспект влияния трансфизической среды не рассматривались (1, с.31-32).
Следовательно, понимание структуры личности будет неполным без учета духовного компонента личности. Так, исследования социобиологии, этологии и зоопсихологии постепенно стирают грань между социальностью животных и социальностью человека. Успехи этих наук, по мнению В.Г.Немировского, делают многие социальные потребности (например, в общении, в доминировании) присущими не только людям, но и животным. Отличительная же черта человека как родового существа не столько социальность, сколько духовность, то есть способность к творчеству, стремление к высшим ценностям, к Абсолюту (114,с.31).
Универсумная социология в соответствии со своим предметом рассматривает проблему человека значительно шире, в единстве его не только социальных, но и природных и духовных связей (114, с. 51).
В рамках этого подхода «то, что именуется духовным начатом человека, не отделяется от материальных начал, однако последние никаким образом не связываются с физиологическими процессами и органическим веществом. Современные исследования (например, Г.И.Шипов, В. 11.Казначеев, Л. 11.Михайлова), в том числе и немалый эмпирический материал, позволяют предположить связь духовных аспектов человеческой природы с полевыми формами материи, среди которых возможны и неизвестные экспериментальной науке энергоинформационные состояния материального субстрата»(1,с.15).
Подводя итог рассуждениям о том, что представляет из себя личность, в рамках избранного подхода автор склоняется к мысли, что личность - это "особое качество", приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям и характеризующее индивида как продукт общественного развития. Фундамент личности
16
составляют биологическая (телесная), социальная и духовная «оболочки»; все они находятся в тесном взаимодействии и реализуются в социальных связях и отношениях
Находясь в объективных отношениях с окружающей действительностью, личность (субъект) определенным образом относится к этой действительности. Оценивая те или иные предметы или явления, человек определяет меру их соотнесения своим потребностям и интересам, возводит их в ранг ценностей. Такое отношение, в котором выражается значимость (ценность) предмета или явления для субъекта, представляет собой ценностное отношение.
Проблематику ценностей в социологию ввел М. Вебер. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели (150,с. 13), а изучением ценностей занимается особая наука аксиология.
Со временем в западной социологии понятие "ценности" постепенно утратило свой первоначальный смысл, выступая как средство формального соотнесения действий людей и функционирования социальных институтов.
Поскольку "ценности" нс могут существовать вне или помимо отношений между людьми, то можно поставить знак равенства между понятиями "ценности" и "социальные ценности". «Социальные ценности» могут трактоваться как в широком, так и в узком смысле слова. 13 широком смысле - это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком - нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного