Ви є тут

Самообразование как коммуникативное взаимодействие: социологический анализ

Автор: 
Шахова Ирина Николаевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2006
Артикул:
193860
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.
Специфика коммуникативного подхода к
социологическому анализу самообразования 15
Глава 2.
Самообразование как автокоммуникация 56
Глава 3.
Конкретно-социологическое исследование самообразования как коммуникативного взаимодействия:
особенности методики и результаты 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 138
ЛИТЕРАТУРА 153
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов. Являясь важным фактором самоконструирования, самосовершенствования личности в профессиональной и внепрофессиональной сферах, воспроизводства и изменения социального запаса знания, развития социума в целом, самообразование обладает высокой индивидуальной и общественной ценностью.
Актуальность исследования самообразования обусловлена не столько его сущностными и функциональными характеристиками, сколько новой социальной ролью, сформированной под воздействием факторов макроуровня на данном этапе общественного развития. К их числу, наряду с социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными относится и коммуникативный фактор. В центре нашего внимания стоит взаимосвязь, взаимообусловленность феноменов самообразования и социальной коммуникации. Такой новый для социологической науки анализ представляется нам перспективным, т.к. объясняет изменения в требованиях социума к личности, её образовательным и коммуникативным способностям, выявляет восприятие, побудительные мотивы, цели самообразования, формируемые под влиянием условий социальной коммуникации.
Самообразовательная деятельность способствует поддержанию индивидуальности, целостности «Я» личности в условиях динамичных изменений социума и в более широком контексте - глобализации, способствует успешному самоопределению, самоидентификации субъекта в системе общественных отношений, современного коммуникативного пространства. Продол-
3
ГЛАВА 1.
СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ САМООБРАЗОВАНИЯ
В современной отечественной социологии статус коммуникативного подхода как способа методологического описания и анализа социальной реальности не однозначен. Перечислим некоторые существенные причины сложившейся ситуации.
Во-первых, это известные факты истории развития социологии в нашей стране, с десятилетиями её отрицания и запрета, что, в свою очередь, отразилось на динамике и уровне развития отдельных отраслей социологического знания, социологии коммуникации, в частности.
Во-вторых, идеологические факторы, определяющие теоретикоэмпирические направления в исследовании социальной коммуникации, когда работа социологов была сосредоточена на изучении феномена массовой коммуникации1 как средства пропаганды идеологии, влияния СМИ на политическое сознание граждан и т.п. Публикации результатов масштабных исследований по этим темам (Б.А.Грушин, Б.М.Фирсов и др.), как правило, подвергались строгой цензуре, вплоть до запретов (табу с некоторых из них было снято по прошествии нескольких лет после их завершения).
В-третьих, очевидно, что отечественная социология коммуникации испытывает влияние зарубежных исследований, для которых характерно многообразие и разобщенность существующих теоретических конструкций и прикладных разработок (Р.Крейг, Дж.А.Андерсон, Ф.Е.Г.Данс и др.) в этой области знания.
В-четвертых, публикации по методологии изучения социальной коммуникации стали активно появляться лишь в последние несколько лет. Вме? сте с тем, имеются единичные монографии и крупные исследовательские ра-
! Рассмотрение понятий массовой, внутригрупповой, межличностной и автокоммуникации специально осуществлялось во второй главе диссертации.
15
боты отечественных ученых по проблемам социальной коммуникации1. Необходимо отметить, что в этих работах представлены многообразные дискурсы, затрагивающие широкий спектр проявлений социальной коммуникации как феномена повседневности.
Характерной чертой конституирования коммуникативного подхода в российской социологии является доминирование интереса к теоретикоэмпирическому анализу социальной роли массовой коммуникации, о чем, в частности, свидетельствует бум литературы по социологии массовой коммуникации. Полагаем, данный факт обусловлен актуализацией изучения глобальных проблем становления информационного общества, «цифровой революции», внедрения новых информационных технологий, а также коммерческой выгодой конкретных социологических исследований массовой аудитории СМИ.
В свете сложившейся ситуации очевиден рост интереса российской социологии к исследованиям социальной коммуникации как явлению, пронизывающему и интегрирующему все сферы общественной жизни. Вероятность того, что в ближайшие несколько лет коммуникативный подход как методология познания и объяснения социальной реальности станет более востребован социологическим сообществом, достаточно велика.
Методологические основы коммуникативного подхода к социологическому анализу самообразования мы рассмотрим по традиционной схеме: от общесоциологической методологии к уровню специальных теорий коммуникации до принципов методики организации эмпирических исследований самообразования как коммуникативного взаимодействия.
Перед рассмотрением общесоциологического уровня методологии коммуникативного подхода к анализу самообразования необходимо определить базовые категории социологии самообразования как отрасли социологической науки.
1 См., например, работы: Г.П.Бакулева, В.В.Васильковой, В.В.Козловского, В.П. Конецкой, И.А.Мальковской, М.М.Назарова, Ф.И. Шаркова, И.П.Яковлева и др.
16