СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..................................................13
1.1. Основные подходы теоретического анализа культуры кадровой политики современной организации.....................13
1.2. Управленческая культура руководителя как фактор формирования, реализации и трансформации кадровой политики организации..........................................37
1.3. Национально - культурный контекст модернизации кадровой политики современной организации.....................57
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ НА КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ СОВРЕМЕННОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)..................80
2.1. Методологические основы, выборка и организация исследования кадровой политики и управленческой культуры в системе здравоохранения региона......................80
2.2. Характеристика кадровой политики в контексте управленческой культуры руководителей лечебно-профилактических учреждений 89
2.3. Особенности кадровой работы в лечебно-профилактическом учреждении как проявление профессиональной культуры специалистов в области управления персоналом........119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................149
ЛИТЕРАТУРА.................................................154
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................172
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В обществе существует постоянное внимание к тем социальным институтам, деятельность которых ориентирована на повышение качества жизни отдельного человека и жизнеспособности общественной системы в целом. К их числу относится система здравоохранения. Ее функционирование напрямую связано с определенным ценностным кодом, задаваемым обществом и его культурой. Вариативность современных моделей здравоохранения определяется соотношением двух основных ценностных установок - экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Реформирование российской системы здравоохранения в настоящее время вызвано трансформацией всего общественного уклада на новых ценностных основаниях. Либеральная политика ориентирует систему здравоохранения на внедрение рыночных механизмов хозяйствования и управления в ущерб социальной эффективности. Такие целевые установки обуславливают особенности научно-методологической базы проводимых реформ. Большинство подходов, определяющих сущность, направление, формы и способы реформирования, характеризуются своеобразным «культурным нигилизмом», суть которого сводится к почти полному забвению социокультурных особенностей российского общества как факторов, влияющих на успешность проводимых преобразований. Неоправданное исключение принципа культу-роцентричности из арсенала средств научного сопровождения реформ оборачивается на практике многими трудностями в реализации планируемого.
Общая ситуация в современном российском здравоохранении становится все более сложной в связи с проводимой реформой административного управления: привычные, прошедшие испытание временем организационные структуры, механизмы управления, культура управления подвергаются целенаправленной трансформации. Вместе с тем, реальная нагрузка на систему здравоохранения вследствие модернизации социальной сферы заметно увеличивается.
в лечебном процессе. Тем самым клиент, получающий услугу, одновременно становится участником самого процесса оказания услуги.
Во-вторых, что более значимо, медицинские услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект. Сохранение физического и психического здоровья граждан является одним их элементов общественной безопасности, и понимание этого находит отражение в конституционном праве граждан на охрану здоровья (например, в Конституции РФ это право закреплено в статье 41).
Таким образом, сама специфика медицинской деятельности ограничивает, на наш взгляд, однозначный переход к идеологии менеджеризма. Высокая социальная ценность здравоохранения как общественного института не позволяет ставить во главу угла принцип экономической целесообразности, превращая его в основной постулат медицинской деятельности. Право на получение медицинской помощи является серьезным социальным завоеванием, показателем степени цивилизованности общества, и оно должно осуществлять поддержку этой социальной ценности. Этот социально-гуманитарный аспект свидетельствует в пользу социального управления системой здравоохранения.
Ее основная функция - охрана и укрепление здоровья людей - может осуществляться в различных секторах здравоохранения: государственном, частном, «третьем», или некоммерческом. Они дифференцированы не только по реализуемым в их деятельности задачам, но и по моделям и способам управления.
Так, доминирующим в течение десятилетий в отечественной системе здравоохранения являлся государственный сектор. В советский период государство разрабатывало и реализовывало свою политику в области охраны здоровья граждан, основной целью которой являлось обеспечение равного доступа всех категорий населения к медицинским услугам. В настоящее время государственные медицинские учреждения остаются ведущими субъектами в структуре отрасли, оставляя нашему государству право быть социальным.
Исследователи в качестве главных черт культуры управления государственными медицинскими учреждениями называют реализацию концепции равных прав граждан на охрану здоровья; социальный контроль за деятельно-
стью медицинских организаций со стороны различных органов власти и общества, что объясняется финансированием за счет государственных средств; ориентацию в своей деятельности на законы и иные нормативные акты; руководство в кадровой политике принципами государственной службы (порядок продвижения по служебной лестнице, установление заработной платы, определение уровней ответственности и полномочий) [209, с. 60-61].
Реформирование системы здравоохранения привело к тому, что в последние годы происходит рост числа частных медицинских учреждений, преимущества которых по сравнению с государственными организациями заключается в их готовности предоставить клиентам более разнообразные по качеству и уровню медицинские услуги. Несмотря на это, есть предел возможностей частного сектора в сфере здравоохранения, и он обусловлен коммерческим характером деятельности частной медицины.
В управлении учреждениями этого сектора также имеют место некоторые особенности, связанные со спецификой целей: негосударственные источники финансирования; принятие управленческих решений диктуется прежде всего экономическими параметрами, проявляется особая чувствительность к затратам, т.е. в частных организациях строго соблюдается принцип прямой взаимосвязи между доходами и расходами; большая гибкость процессов управления, так как менеджеры пользуются большей свободой в принятии решений [209, с. 60-61]. По сути, менеджмент в классическом его понимании свое максимальное проявление находит именно в частной медицине.
В настоящее время в нашей стране в фазе становления находится «третий» сектор здравоохранения, который рассматривается как своего рода альтернатива и частным, и государственным организациям с присущими им недостатками. В некоммерческих организациях приверженность ценностям, осуществляемым через государственный сектор, сочетается с гибкостью и эффективностью как атрибутивными характеристиками рыночного поведения, что составляет специфику организации управления в них.
Существование в едином пространстве медицинских учреждений с различными типами организации управления создает условия для «межсекторального» диалога относительно поиска более адекватных запросам времени
- Київ+380960830922