СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования телевизионной аудитории............................................13
§ 1.1. Основные подходы к изучению массовой коммуникации и
аудитории..........................................................13
§ 1.2. Отечественная традиция изучения телевизионной аудитории ... 55 Глава 2. Дифференциация телевизионной аудитории как
социокультурный процесс............................................73
§2.1. Причины и следствия дифференциации телевизионной
аудитории..........................................................73
§ 2.2. Особенности дифференциации российской телевизионной
аудитории.........................................................103
Глава 3. Типологические группы российских телезрителей начала
XXI века..........................................................131
§3.1. Опыт типологии российской телеаудитории по практикам
телепотребления...................................................131
§ 3.2. Типологические группы телезрителей по контентным предпочтениям.....................................................151
Заключение...................................................172
Список использованных источников и литературы................176
Приложение.................................................. 186
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Внедрение новых коммуникационных и информационных технологий оказывает воздействие на общество, изменяет социальные практики, формирует новые способы коммуникативного взаимодействия, влияет на социальные группы и на индивидов. Человек начала XXI века практически постоянно пребывает в масс-медийном поле и черпает из СМИ большую часть информации, смыслов, образов, используемых им в повседневной жизни.
Особая роль в этом принадлежит телевидению - наиболее распространенному и влиятельному из средств массовой информации. Оно также динамично развивается, отвечая на общественное развитие и воспринимая технологические новшества.
Отечественное телевидение, освободившись в начале 90-х годов XX века от жестких рамок государственной модели, прошло начальный этап становления в новой социально-экономической реальности, включавший децентрализацию, либерализацию, коммерциализацию. Увеличилось число телевизионных каналов, расширилось их тематическое и жанровое разнообразие. Появились нишевые телевизионные каналы, рассчитанные на узкую аудиторию и покрывающие определенную тематику.
В связи с этим социокультурная практика просмотра телевизора претерпевает существенные изменения. Зрители осваивают более широкое предложение телевизионных программ и новые способы просмотра. В телевизионной аудитории нарастает плюрализм зрительских предпочтений и зрительского поведения.
С переходом России на цифровое телевидение, который может совершиться в ближайшие годы, дифференциация телеаудитории, характеризующаяся в настоящее время умеренной степенью, получит дополнительный мощный импульс. Россия в этом отношении несколько «отстает» от стран, более развитых в технологическом отношении, где уже
3
национальных и гендерных вопросов, воздействия на избирателей4.
Например, в фокусе исследований часто оказывалась проблема роста агрессивности в обществе как вероятное следствие значительной
представленности темы насилия в масс медиа.
Первые теоретизирования о роли и месте средств массовой коммуникации в обществе, имевшие место в начале XX века, касались как раз эффектов, производимых медиа на аудиторию, и происходили в рамках концепции массового общества.
Теории массового общества и вообще парадигма «массовости» в социальных науках возникли в начале XX века как попытка осмысления качественных изменений, происходящих в обществе под действием процессов индустриализации, урбанизации, ускоренного развития технологий и распространения средств массовой коммуникации. В результате социальных трансформаций в обществе начинало преобладать новое социальное образование - «масса», широкие слои населения, включившиеся в общественную жизнь, гомогенизированное множество усредненных, разобщенных индивидов, утративших традиционные
групповые связи. Общество, в котором доминирует масса, т.е. массовое
общество, представляет собой новый тип социума, коренным образом отличающийся от традиционного, доиндустриального общества.
Эти важные социальные изменения сразу оказались в фокусе исследования социологов, психологов, философов. Психология массы изучалась Г. Лебоном и Г. Тардом5. Лебон считал прототипом социальной массы физическую толпу, т.е. множество индивидов, собравшихся в одном месте и находящихся в физическом контакте. В толпе нивелируется сознательная, индивидуальная личность, человек становится «песчинкой среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром», ничтожной деталью мощного механизма. X. Ортега-и-Гассет полагал, что масса - это
4 Abercrombie N., Longhurst В. Audiences. London: Sage, 1998. P.4.
5 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995; Тард Г. Публика и толпа. СПб, 1899.
18
«усредненная», «худшая» часть людей, противостоящая элите, и что современность характеризуется «восстанием масс», т.е. массы отвоевывают себе все больше социального и культурного пространства6.
В массовом обществе формировалась массовая культура - новые культурные формы, характеризуемые распространением через средства массовой коммуникации, тиражируемостыо, технологичностью, коммерциализацией, ориентацией на невзыскательный вкус массовой публики и на рекреационное потребление. Этот новый тип культуры исследовался многими учеными - X. Ортегой-и-Гассетом, К. Манхеймом, представителями Франкфуртской школы М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фроммом и др.
Распространение новых форм массовой культуры X. Ортега-и-Гассет связывал с социальной экспансией «человека массы», вышедшего на арену общественной жизни в результате коренных трансформаций конца XIX-начала XX веков. Экономические и политические преобразования существенно облегчили положение массового человека, избавив его от беспрестанной борьбы за выживание. Освобожденные от тягот повседневной жизни и обладающие теперь некоторым досугом, массы предъявили права на свою долю культурных благ и развлечений. Массовые формы культуры как раз направлены на удовлетворение потребностей народившегося массового человека - «индивида с невысоким уровнем культурного развития, ярко выраженным мифологическим сознанием, с завышенными амбициями, полуобразованного, с “комплексом самодостаточности”, имеющего превратные представления о свободе, равенстве, смысле человеческого
о
существования» . Массовые формы культуры представляют собой угрозу
6См.:Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
7 См.: Ортега-и-Гассет X. Указ. соч.; Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М.: ИНИОН АН СССР, 1991; Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
8 Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005. С. 444
19
- Київ+380960830922