Ви є тут

Инновации в культуре управления : Проблемы социологического исследования

Автор: 
Здерева Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000278910
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................... 3
Глава I. Природа инновационной управленческой деятельности в
организационно-производственных системах................ 14
1.1. Инновационные процессы в системе современного гуманитарного знания.................................... 14
1.2. Качественные особенности и характеристики базовой модели инновации: единство социокультурной
и социально-психологической подсистем................... 41
\ » *. ■
V 1. :'
Глава II. Инновация как интегральная характеристика культуры
управления............................................. 66
2.1. Место и роль инновационных процессов в истории моделирования управленческих систем.................... 66
2.2. Инновации как атрибут управленческой культуры 99
2.3. Особенности эмпирического социологического исследования инновационной культуры управления ... 133
Заключение...................................................... 155
Литература...................................................... 159
Приложение...................................................... 175
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Актуальность избранной автором темы исследования определяется целым рядом социальных процессов, выражающих природу инноваций, в том числе, как необходимости смены старого новым. Социологические исследования инноваций в настоящее время обусловлены, по представлениям автора, как общими методологическими ориентирами логики социально-экономического детерминизма инноваций, так и логикой развития самого социологического знания, где эти проблемы не случайно занимают все более важное место, что определяется, видимо, неискоренимым любопытством человечества к пониманию вариантов своего будущего.
Доминирующая роль инноваций в процессе становления и развития системы общественного производства и управления характеризуется конкретными зависимостями, наглядно демонстрирующими соотнесенность инноваций с движением региональной (как минимум) культуры. Возникновение сегодняшнего парадокса смешения в рамках русской цивилизации принципиально разных по качеству и традициям культур характеризует особенности культурной интеграции в современном российском обществе.
В этом смысле вопрос о качестве управленческих и социаяьно-политических инноваций предопределяет, в сущности, будущее России.
Инновационная управленческая культура сейчас, в конечном счете, выражает не только специфику так называемого экономического уклада, но и пределы приспособляемости нашей экономики к мировой экономической ситуации. Во всяком случае, определение инновации как простого выражения необходимости смены старого новым лимитируется именно спецификой подсистем таких процессов в различных сферах жизни не только общества, но и конкретного человека, в том числе, и его желания жить в будущем, даже если он живет психически в настоящем.
18
Изучение такого механизма приводит к осознанию того, что особенностью модели инновационного развития является стадийность, на основе которой формируется жизненный цикл инновации, включающий в себя следующие фазы:
• зарождение потребности в изменениях, предполагающей поиск соответствующего новшества;
• разработка инновационных замыслов, проектов, планов с последующим экспериментальным внедрением новшества в практическую деятельность;
• диффузия, то есть последующее массовое воспроизводство нововведения на других объектах;
• рутинизация, в основе которой - стабильное функционирование нововведения, реализованного на определенных элементах объекта1.
Понятно, что схематичное описание инновационного процесса является весьма условным и отражает его суть в упрощенном виде. На практике же нововведение диалектически взаимодействует со средой внедрения, что выражается во взаимовлиянии инновируемой среды и инновационного процесса. При этом успех конкретного нововведения определяется совокупностью внешних и внутренних факторов, характеризующих зависимость результативности инновационного процесса от целого ряда причин, требующих в каждом конкретном случае детального рассмотрения и изучения. Так что, учитывая все многообразие местных условий внедрения инновации, не следует проводить резкую границу между ее этапами. Индивидуальные особенности любого нововведения в системе управления, представляющие собой органичное соединение взаимодействия всех участников инновационного процесса со спецификой протекания его в определенной организационно-производственной среде, зависят от логики раз-
1 Пригожин Л И. Нововведения; стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1989. С.29-30; Пригожин ЛИ Современная социология организаций. М., 1995. С. 186-188.
19
вития конкретной социальной системы, что позволяет считать нововведение процессом творческой реализации духовного потенциала всех его участников.
Одновременно, следует отметить ряд проблем, возникающих в процессе реализации нововведений в практической деятельности руководителей. С одной стороны, это отсутствие четких временных границ инновационного процесса, вследствие чего некоторые новшества успевают морально устареть, так и не успев осуществиться. С другой - многие нововведения остаются незавершенными, так как застревают на одной из промежуточных стадий. Вместе с тем, реализация инновационного потенциала любого новшества, завершенность процесса его внедрения непосредственно обусловлены последовательным прохождением всех стадий инновационного преобразования1.
Известный специалист по вопросам управления II.Ф. Друкср выделяет семь источников инновационных идей, разграничивая их на внутренние и внешние. К внутренним, находящимся в пределах конкретной организационной системы он относит:
• неожиданное событие (удача или успех);
• неконгруэнтность (несоответствие между- существующей реальностью и желаемыми представлениями о ней);
• потребность процесса (определенные его слабости и недостатки);
• внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.
В качестве внешних источников П.Ф. Друкер называет:
• демографические изменения;
• изменения в восприятии, настроении и ценностных установках;
• новые знания.
1 Пригожин А И Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1989. С.23.