Ви є тут

Правовая культура молодежи на этапе социального старта

Автор: 
Староверова Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298884
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
стр.
Введение 3
Гл.1.Теоретико-методологические основания социологического изучения правовой культуры молодежи 14
1 .Правовая культура как способ взаимосвязи правового сознания и правового поведения 14
2. Социально-регулятивные функции правовой культуры. 24
3.Молодежь как субъект правовой культуры 35
4. Социальный старт как этап формирования правовой культуры 42
5 I Троблемы правовой культуры молодежи на этапе социального старта 46 Гл.П. Специфика методического подхода к исследованию правовой культуры российской молодежи на этапе социального старта 55
1. Обоснование междисциплинарного характера исследования 56
2. Социализация как основа методического подхода к исследованию 69
3. Система показателей правовой культуры молодежи 86
4. Концептуальная модель социологического исследования
правовой культуры молодежи 98
Гл.Ш.Особенности правовой культуры российской молодежи на этапе социального старта 115
1 .Особенности правового сознания и поведения 115
2.Социальные факторы, определяющие специфику
правовой культуры молодежи на этапе социального старта 135
Заключение 150
Библиография 155
Приложения
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имеется рост девиантного поведения среди молодежи. Сегодня, как явствует из доклада исследовательского центра Всемирного банка о тенденциях мирового развития, этот рост имеет глобальный характер, но в нашей стране его динамика выше среднемировой1.
Последовательно растут масштабы подростковых и юношеских правонарушений. Аналогичное свойственно и другим возрастным группам молодежи. Эти явления находится во взаимосвязи с динамикой отклонений в правовом сознании молодых людей. Такая взаимосвязь особенно характерна для группы молодежи, находящейся на пороге социального старта: выбора путей своего жизненного самоопределения. Как показывают социологические опросы старшеклассников и выпускников средней школы, среди них отмечает-
л
ся тенденция роста установок на нетрудовой образ жизни. Один из опросов студентов младших курсов и выпускников школы в первые три года их после школьной жизни показал, что 38% их в принципе допускают совершение ими неправомерных деяний.3 Для части молодежи становится характерной раздвоенность, иррациональность сознания, известные науке как «феномен Пиаже», обнаруживавшего, что многие дети, слабо адаптировавшиеся к социальной среде подростки и взрослые не владеют инструментами меры, -
1 «Доклад о мировом развитии - 2007: Нробл. молод, поколения в контексте развития».//Новая газета, 2007, №5.
2 См. Новиков В.Г., Староверов В.В. Кадры для АПК: исполнители, менеджеры, предприниматели (социологический анализ) М., 2009, с. 58-61.
3 Староверов В.И., Староверова И.В. Девиация правосознания и правоповедения российской молодежи. М., РИЦ ИСПИ РАН, 2008, с.22.
3
те которого институализируется качественно новая агрегированная обществоведческая категория правовой культуры.
Что касается категории права, то для цели и решения сформулированных нами задач исследования интересующей нас проблематики, нам достаточно оценки его, - она за редким исключением единодушна, - как совокупности общеобязательных правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством. При этом мы абстрагируемся, как от понимания классового характера права, трактующего его как возведенную в закон волю господствующего класса, с помощью которой он закрепляет порядок отношений, соответствующих своим интересам, так и от трактовок, доказывающих его общенародный характер. В нашем случае важнее вытекающая из выше обозначенной оценки констатация той характерной особенность права, что соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства.
Вообще же, со времен Бэкона, Руссо и Вольтера и других просветителей, из всех многочисленных трактовок права, в конечном счете, следует, что высший исторический тип права опирается на такие основные принципы его, как: ликвидация эксплуатации человека человеком, равноправие граждан, гарантированность провозглашенных демократических прав и свобод, гуманность и справедливость. Отсюда вытекает вывод, что право - это специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции.1
Именно социальной, а не просто юридической, потому что в последнем случае даже юристы сталкиваются с трудностями уяснения, а точнее, этической легитимации механизмов формирования права. Проблемам исследования правовой культуры посвящены работы ученых-юристов И.Ф.Рябко, П.М.Рабиновича, С.С.Алексеева, В.П.Сальникова и др., насчитывается более 250 данных ими определений самого термина «правовая культура, но как отмечает М.Е.Кирюшкина, они «не могут найти единый подход к трактовке самой категории «правовая культура», а также ее структурных элементов»2.
1 См. В.С.Нерсссянц. Право./ЛОридичсская энциклопедия.. М. Юрисгь, 2001, с785.
2 Кирюшкина М.Е. Правовая культура и правосознание российского обществаУ/Гуманнзм и право, .2008, №4, с. 136.
15
По доминирующему в современной социологии мнению, в основе всех форм общественных отношений, а также их проявлений лежат интересы/' Эта фундаментальная категория выражает подлинные причины и сущностные истоки реальных мотивов любой социальной деятельности и социального поведения индивидов и общностей людей. За любой такого рода активностью их, стоят побуждения индивидов и общностей в виде мотивов, идей, помыслов... Многогранности социальной активности соответствует многообразие социальных интересов - экономических, политических, культурных..; индивидуальных, групповых, общенародных..; социальных, правовых, морально-нравственных..; и т.д. Соответственно, эти интересы обеспечивают согласованность во взаимодействиях различных людей, классов, народов, общественных слоев и страт в процессе их неизбежного приспособления к разнообразным социальным изменениям, являющихся результатами их активности.
Правовые интересы являются разновидностью социальных интересов.. Относительно их сущности мы пока заметим, что они выступают формой выражения отношений между субъектами социальной деятельности по поводу закрепляющих эти отношения государством норм и правил, обеспечивающих отмеченную Э. Дюркгеймом консолидацию, - органическую солидарность, -этих субъектов как императива социальной жизни4. Правовые отношения, проявляясь в правовых интересах, становятся движущими или разрушительными силами общественного развития, приобретают характер побудительных мотивов социально позитивного или асоциально деструктивного поведения субъектов, их правомерной или антиправовой деятельности.
3 Интересы, согласно Гегелю, выражают содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность индивида, общности их или иного субъекта. Поскольку содержание влечения в смысле дела отличается от этой его деятельности, постольку дело, получившее осуществление содержит момент субъективной единичности и ее деятельности; это и есть интерес. Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса».: Гегель Г.-В.-Ф., Энциклопедия философских наук. М., 1977, т.З, с.320.
4 Общественное разделение труда обусловливает на определенной ступени его развития осознание членами общества необходимости кооперироваться, и, соответственно, приход, - взамен первичной механической, - органической социальной солидарности, являющейся формой существования высокоразвитого общества и способствующей преодолению противоречий и негативов общественной жизни посредством установления гражданского общества и системы правовых взаимосвязей, основанных на уважении прав других членов общества и обязанностей перед ними и обществом в целом. См. Э.Дюркгсйм. О разделении общественного труда. М.
16