Содержание
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
Глава 1. Историко-методологические проблемы изучения социологической культуры личности.............................. 15
§ 1. Развитие представлений о личности в истории гуманитарной
науки.......................................................... 16
§ 2. Природа и атрибуты социологической культуры как феномена
духовной жизни общества.........................................77
Глава 2. Теоретические и эмпирические основы социологической
культуры как атрибута личностного развития......................99
§ 1. Базовая концепция социологической культуры как атрибута
личностного развития............................................99
§ 2. Специфика эмпирического исследования социологической
культуры как атрибута личностного развития.................... 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................162
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................166
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................180
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социологическая культура сложнейший феномен духовной жизни социума, без которого современное общество не может эффективно существовать и функционировать, что отмечали еще античные мыслители, стремившиеся открыть тайные пружины, управляющие одновременно глобальными социальными процессами и движением интимных основ человеческой души.
Именно такая культура становится условием действительно правильно построенной системы управления, поскольку, согласно известному закону П.Эшби, управление, чтобы быть эффективным, должно усложняться быстрее, чем производство. Это, как следствие, требует и наличия соответствующего типа личности, обладающего такой культурой, так как все более ощущается потребность в ее опережающем развитии.
Умение изучать, интуитивно чувствовать причины и перспективы происходящих в общественной жизнедеятельности процессов - важнейший элемент социологической культуры личности. Причем такая культура зависит и от уровня организации общества, что ставит важные задачи и социологического исследования специфики социологической культуры на микро- и макроуровнях социальной структуры.
За последние несколько десятилетий в период бурного развития и постоянного усложнения современного общества в российском государстве проводились самые различные политические, экономические, социальные реформы, которые кардинально меняли мировоззренческие и ценностные установки, что прямо отразилось и в самой постановке вопроса о субъекте современного социального прогресса. Объективные требования к повышению социологической культуры человека при этом очевидны.
Все эго подразумевает поиск эффективных методов изучения социологической культуры на всех возможных уровнях ее существования: уровень социологической культуры отдельной личности, уровень
3
(человек как «разумное животное») и социальности (человек — это «политическое животное»).16
Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности» как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе «Я» и самосознания. Такое понимание личности достаточно типично для всей предфилософии. 17
Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще достаточно мифологичны. Здесь весь мир уподоблялся человеку. Для этого периода характерны такие черты, как ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека - миру. Мир и
1Я
человек рассматривались как творения богов.
Уже в первых письменных источниках Древнего Китая, в частности, в «Книге перемен» (Ш-П вв. до н.э.), в учении Конфуция осмысливаются специфические характеристики человека. Быть человеком, считал он, значит любить людей. Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ Поднебесной.19
Последователь Конфуция Мэн-цзы полагал, что человек от природы добр, а проявление зла - утрата им врожденных добрых качеств. Подчеркивая важность знаний о человеке, Мэн-цзы утверждал, что лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо. Принципиальное отличие человека от животного Мэн-цзы видел в том, что человек соблюдает определенные нормы взаимоотношений между людьми. 20
Мыслители Древней Индии полагали, что человек есть сочетание тела, чувств и сознания. Они обособлены, но в деятельности соединяются
16 Древнеримская философия. От Эииктсга до Марка Аврелия: Сочинения.- Харьков, М., 1999. - С. 217.
17 Там же. - С. 235.
1,1 Итоги тысячелетнего развития. История античной эстетики, том VIII, книги I и II. - М., 1992, 1994. - С. 23.
19 Конфуций. Суждения и беседы, пер. с кит. П. С. Попова; исслсд. А. Маслова. - 2-е изд. Ростов н/Д 2006.-С. 117.
20 Итоги тысячелетнего развития. История античной эстетики, том VIII, книги I и II. - М., 1992, 1994. - С. 55.
17
друг с другом, определяя его специфические (преимущественно нравственные) признаки, отличающие человека от животного. В качестве социальной ориентации человека была сформулирована установка на его приспособление к окружающей среде, на неукоснительное следование предначертанному ему свыше пути.
Согласно даосизму (VII - I вв. до н. э.), человек занимает срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, твердость и мягкость, активное и пассивное начала, покой и движение. Он как бы обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он - лишь последнее звено саморазвития мира, движения Времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цепи. Он еще не ощущает границ собственной личности.21
В индуизме и буддизме личность полностью не отрицается, здесь признается безоговорочная «самость». Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Напротив, всякая уникальность человека оценивается как зло или помеха.22
Таким образом, по представлениям автора, если говорить в целом о человеке в восточной культуре, то он может рассматриваться как материал, который содействует приобщению к высшим, внеличностным ценностям, через которые проявляется личность человека.
В эпоху античности зарождается латинское слово «persona», сегодня понимающееся как личность, в Древней Греции и Древнем Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так, чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, было изображено лицо злодея, шутника или защитника угнетенных. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди.23
21 Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / редкол. И.П. Фролов и др., сост. U.C. Гуревич. - М., 1991. - С. 73.
22 Там же. - С. 78.
23 Там же. - С. 85.
18
- Київ+380960830922