Содержание.
Введение 3
Глава I. Теории, методология, методика и организация исследования жизненных сил этнокультуры национальной общности 15
§ 1. Теоретико-методологические основы изучения жизненных сил
этнокультуры российских немцев на Алтае 15
§ 2. Организация и методика анализа структурных компонентов жизненных сил этнической культуры 59
Глава II. Основные направления исследований жизненных сил этнической культуры российских немцев в Алтайском крае 96
§ 1. Основные подходы к анализу современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX -XXI веков 96
§ 2. Анализ особенностей изучения этнокультурной специфики экономикохозяйственного потенциала, социально-бытовых сил, политической активности российских немцев на Алтае рубежа XX - XXI веков 132
Заключение 156
Литера гура 159
2
Введение.
Актуальность темы исследовании.
Современное социокультурное состояние российского общества является сложным и неоднозначным по многим причинам. Одной из специфических черг, характеризующих российское общество, является его поликультурность, связанная прежде всего с полиэтничностью. Актуальность изучения бытия этнических общностей обусловлена наличием многочисленных проблем, связанных с национально-этнической структурой российского общества.
Обращения к проблеме осмысления сущности этнической культуры требует явное обострение межнациональных отношений во многих регионах Российской Федерации, их конфликтность.
Важность научных поисков в изучении сущности этноса как социальной общности также связана с очевидной взаимосвязью между этнической и социально-экономической дифференциацией современного российского общества.
Проблемы, связанные с национально-этнической структурой российского общества вызывают научный интерес в связи с тем, что они связаны с основами бытия человека в обществе, его физического и духовнонравственного здоровья. В России 1990-х годов вопросы развития национально-этнических общностей, сложные сами но себе, обострились в связи с общей ситуацией кризиса, вызванного сменой парадигмы развития российской цивилизации.
Трудности социально-экономического плана, политическая нестабильность, нерешенность этнических проблем обострили проблемы эмиграции, прежде всего представителей квалифицированных слоев населения из числа национальных меньшинств, имеющих за пределами России свои национально-государственные образования. Это заметно ослабляет интеллектуальный потенциал страны, возможности его воспроизводства, так как в этом потоке за рубеж уезжает и значительное
Бромлей подчеркивает особую значимость культуры для существования этнической общности и связывает ее с совокупностью этнодифференцируюших и этноинтегрирующих свойств культуры. Подчеркивая значение культуры как этнодифференцирующего признака, Ю.В. Бромлей определяет сами этносы как «... пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации...» [25].
Выполнение культурой этноиитегрирующей роли непосредственно связано с ее коммуникативной функцией, которая обеспечивает характерные для каждого этноса информационные связи в сфере культуры, то есть передачу этнокультурной информации. К.В. Чистов, подчеркивая функциональную значимость явлений культуры, при определении их этнических свойств, предлагает выделять функцию в качестве основного признака. Если явления культуры объективно объединяют членов этноса или различают этносы между собой, то они могут быть отнесены к явлениям этнической культуры. Важными при этом являются не только реальные признаки, но и субъективное восприятие этих явлений членами этноса [187].
Этнические признаки оформляют внутреннюю связь общности через противопоставление ее другой общности. Один или несколько этнических признаков выделяются в качестве системообразующего фактора и становятся дифференцирующими но отношению к другому этносу, ее нс имеющему. В качестве этнических представителями этноса будут осознаваться те явления культуры, которые либо отличаются от подобных в контактной культуре, либо являются по сравнению с ней единственными в своем роде. Таков механизм функционирования этнической культуры как системы интегрирующих и дифференцирующих черт. Отличительность, особость этнической культуры проявляется только в сопоставлении с другой культурой. Здесь идет речь об определенной ситуативиости в понимании этничности вообще, и культуры в частности. Убедительные доказательства существования такой особенности в межэтнических отношениях как ситуативность, приводит в своих работах Ф. Барт [90, с. 56].
Таким образом, этнография выявляет тесную взаимосвязь между этносом и культурой и обосновывает особое место культуры в системе механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность этнической общности. Подчеркивается функциональная значимость культуры, которая в системе этнических определителей играет роль ведущего этноинтегрирующего и этнодифференпирующего компонента.
В современной этнопсихологии вопрос о месте и значении этнической культуры также встает в связи с проблемой определения ведущего механизма, являющегося основой жизнедеятельности этноса. Таким компонентом, по мнению психологов, является этническое самосознание. Проблема этнического самосознания была поставлена в работах П.И. Кушнера и получила развитие в исследованиях этнографов С.А. Токарева, В.И. Козлова, И.Н. Чебоксарова [163; 75].
Исследователи выделяют этническое самосознание в ряду других этнических признаков, видят в нем «результанту действия всех основных факторов, формирующих этническую общность», и отводят ему решающую роль в определении принадлежности отдельных людей к гой или иной этнической общности.
Особый вклад в исследовании данных проблем отечественной психологией внес Г.Г. Шпет. В своей работе «Введение в этническую психологию», он определяет этнос как «коллективную общность, которая является по своей психологической природе субъектом совокупного действия - общей реакции коллектива на все объективно совершающиеся явления природы и его собственной социальной жизни и истории» [199, с. 53]. Именно в этой общей своеобразной реакции коллектива выражается дух или душа, или характер народа, являющийся основной сущностной характеристикой этноса. Главными компонентами народной души является не комплекс понятий и волевых усилий, а общность эмоциональных переживаний и отношений. По мысли Г.Г. Шпета, эти элементы составляют основу национального самосознания, понимаемого как особое переживание, в основе которог о лежит
- Київ+380960830922