Содержание
Введение..................................................................3
Глава I. Методологические проблемы исследовашія правовой культуры населения России.
§ I. Правовая культура как феномен развития общества и формирования
личносги..................................................................13
§ 2. Основные особенности изменения общеегвенного сознания в условиях российских реформ.........................................................35
Глава И. Состояние и способы изменения правовой культуры населения в России в условиях трансформации общественного сознания.
§ 1. Динамика правосознания населения России..............................50
§ 2. Влияние реформы правовой системы на формирование правовой культу ры
граждан...................................................................92
§ 3. Система правовог о информирования и правовая культура общества 115
Заключение...............................................................132
Библиография.............................................................137
Приложение
Анкета № 1...............................................................145
Анкета №2................................................................173
Таблица 1................................................................193
Таблица 2................................................................194
Таблица 3................................................................195
Таблица 4................................................................197
3
Введение.
Л ктуал ьносгь исследования. Реализация проекта демократической трансформации в России предусматривает построение правовой) государства, что предполагает, в свою очередь, формирование новой правовой культуры на всех уровнях социальной системы - личности, общества и государства. Достижение этой цели сопряжено с рядом трудностей, истоки которых находятся в ментальности российского общества, в идеологии его развития.
Цивилизованное государство не может существовать без идеологии и идеологических институтов, целью которых является воспроизводство этой идеологии в массовом и индивидуальном сознании. Для современного общества в основе идеологии, которая способствует установлению стабильности государства и достижению высокого уровня материальной и духовной жизни людей, заложена демократическая система ценностей, выражающаяся в политическом плюрализме, свободной рыночной экономике и равенстве граждан перед законом. Эта система ценностей поддерживается правовой социализацией как средством воспроизводства правовой культуры и декларативно принимается Россией - се властями и большинством населения. Но в России как ни в каком другом пост коммунистическом государстве существует глубокая пропасть между декларируемыми целями развития и мерой их реализации.
Однако в российском переходном обществе нельзя не видеть усиливающихся тенденций демократического развития, когда создаются предпосылки для гуманистического обновления, возрождения человека, ею духовной культуры. Современный период отечественной истории - эго период становления гражданского общества История общественной мысли свидетельствует, что именно философские и правовые знания в период реформ приобретают важнейшее значение в формировании новой правовой культуры общества. В связи с этим требуется по-новому осмыслить правовую культуру и правовое прост ране гво общества.
18
Нормативная характеристика - один из важных аспектов культуры. Ценности и нормы дают наиболее полное представление о сущности культуры общества, о положении личности в ней, о границах и формах ее деятельности, о качественной оценке свободы личности, ее возможностях в культурном творчестве.
Социально-культурный прогресс общества является в то же время прогрессом его нормативных норм. Развитие нормативных структур конкретного общества наиболее четко характеризует развитие такой составной части культуры общества, как правовая культура и находит свое выражение в праве. В нем сконцентрированы все важнейшие социальные принципы и нормы, которые в разные эпохи придавали этому институту своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем, политическим порядком и культурой общества.
Итак, правовые отношения являются определенным выражением культуры на конкретном историческом этапе развития человечества. Уровень правовой культуры обусловливается, прежде всего, достигнутым уровнем материальной и духовной культуры. В процессе позитивной реализации индивидом свободы каждый сто поступок, в том числе в правовой сфере, приобретает значимость только в конкретном ценностно-смысловом аспекте, только применительно к существующей исторической данности. Правовая культура как важная составляющая культуры человечества актуализирует те пласты выработанного им совокупного ценностного опыта, которые в наибольшей степени созвучны ее исходным аксиологическим установкам, складывающимся на базе соответствующих социально-экономических и социально-политических факторов.
Место права в системе социальных ценностей обусловлено тем, как оно рассматривается, в качестве ценности - средства или ценности - цели. С этой точки зрения, оно может быть ценностью производной и может иметь собственную ценность. В данном плане интересна позиция Н. Пеновски,
19
который характеризует право как ценность в двух аспектах. С одной стороны, предназначение нрава - поддержание порядка и организованности в обществе. 13 этом смысле ценность его пронзводна. С другой стороны, зю - феномен, включающий в себя и закрепляющий юридические ценности, благодаря чему
у
право само вливается в мир ценностей .
Безусловно, право, правовая цивилизованность - неотъемлемая
составляющая человеческой культуры, важное ее завоевание. Именно потому оно и имеет собственную ценност ь.
Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система. Смена форматні, изменения в социальной структуре общества, его идеологии и психологии, политическая борьба - все это, несомненно, обусловливает качественные изменения содержания права, сю институтов и норм. Реакционная государственная власть с помощью законодательства и других ггравовых мер может попытаться затормозить ход общественного развития. Исторически, однако, рамки действия права, тормозящею эволюцию данного общества или же, наоборот, пытающегося перешагнуть через необходимые этапы развития, оказываются, как правило, недолговременными.
Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их охраны и реализации. Права, свободы и обязанности гражданина, составляющие правовой статус личности -важная составная часть права, весьма существенная для оценки развитости и демократичности данной правовой системы. Право, в его подлинном смысле, рассматривает человека, его благо как цель, а не как сродство функционирования общества
Какова же сущность правовой культуры? Правовая культура наряду с нормами и ценностями права - это элементы соционормат ивной культуры
* Немовскії Н. Право и цеиност. М.: 1987,- С. 140-141.
- Київ+380960830922