Ви є тут

Народный ислам и мечеть: социологический анализ : на материалах Республики Адыгея

Автор: 
Фролова Лилия Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277025
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
* ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ 29
1.1. Ценностно-нормативная структура ислама 29
1.2. Социокультурная роль мечети в системе исламского вероисповедания 57
ГЛАВА II. «НАРОДНЫЙ» ИСЛАМ И МЕЧЕТЬ В РЕГИОНАХ | МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 88
2.1. Социально-исторические и культурные предпосылки, обусловившие формирование «народного» ислама в Адыгее и других республиках Северного Кавказа 89
2.2. «Народный» ислам в российских регионах 114
2.3. Особенности функционирования мечети в условиях «народного» ислама как объект эмпирического анализа 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 180
ПРИЛОЖЕНИЯ 206
А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Превращение религии в заметный фактор общественной и духовной жизни российского общества ставит новые задачи перед социологической наукой, одной из которых является
основательное изучение религиозной ситуации в регионах страны,
традиционно являющихся приверженцами ислама. В рамках интеграции
научных и духовных достижений актуализируется проблематика научного переосмысления места и роли ислама, мечети как фундаментального
института ислама, непосредственно связанного с реализацией ценностнонормативной структуры ислама, в структуре общественной жизни.
Для современной России данное обстоятельство обусловлено целым рядом причин: радикальными изменениями в идеологической и духовной жизни российского общества, интенсивным возрождением ислама, процессом становления (а в некоторых регионах - восстановления) и развития мечети как социального института. Делаются попытки как со стороны служителей мечети, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения и роли. Религиозная ситуация в «мусульманских» регионах России отличается от обстановки в других регионах: ни в одной из них дисфункциональные отклонения в деятельности религиозных институтов, в данном случае мечети, не ассоциируется в общественном сознании со всей религиозной системой (исламом) или что еще хуже с исламизмом или «ваххабизмом». В связи с этим, несмотря на происходящее в «мусульманских» регионах видимое возрождение духовных ценностей ислама, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения.
Актуальность исследования состоит в потребности осмысления теоретических аспектов современного понимания ценностно-нормативного порядка ислама, определения его социокультурной сущности и института мечети в нем; выделения «народного» ислама как одной из форм
Д.Э.Харитонович, И.Н. Яблоков); теории и концепции социального института ислама (И.Гольдциэр, А. Массэ, Г.Э. Грюнебаум, Б. Луис, П.Антее, М.Т. Степанянц, Г.М. Керимов, Л.Р. Полонская, Л.Р. Сюкийяинен); концепции народного ислама (З.И. Левин, ГБ. Милославский); концепцию «центр- периферия» в исламской цивилизации (Г.В. Милославский).
В диссертационной работе использовалась идея зависимости развития социального института от функциональных, дисфункциональных и латентных последствий (Р. Мертон).
Многоаспектность проблематики диссертационного исследования обусловила необходимость комплекса методов получения первичной социологической информации. Он включает: включенные наблюдения и интервью, социологический опрос методом анкетирования в целях получения первичной информации о проблеме функциональной зависимости «народного» ислама и мечети. При анализе результатов исследования использовались методы эмпирической типологизации, группировки, сравнения, ранжирования и другие.
Объектом диссертационного исследования является современный ислам на Северном Кавказе.
Предметом диссертационного исследования является репрезентация организационно-догматических аспектов «народного» ислама и мечети в этнорелигиозном сознании народов Северного Кавказа и их влияние на духовную жизнь региона.
Цель исследования - выявить роль и место «народного» ислама и мечети в северокавказском социокультурном пространстве.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- выявить социальную сущность ценностно-нормативной структуры ислама;
выявить культурно-духовные функции мечети, аспекты ее деятельности в республиках Северного Кавказа;
изучить основные социально-исторические предпосылки, обусловившие формирование «народного» ислама;
- уточнить сущность категории «народного» ислама, его функции и факторы влияния на деятельность мечети;
- выявить тенденции развития духовной культуры ислама в Республике Адыгея.
Гипотеза исследования - «народный» ислам представляет собой этнокультурную форму ислама, адаптированную к конкретным условиям, обычаям и нравам народов Северного Кавказа и является фактором, снижающим в современных условиях влияние мечети на сознание этнорелигиозных групп.
Эмпирическую основу диссертационного исследования проблемы функциональной взаимообусловленности «народного» ислама и мечети составляют результаты социологических исследований:
-социологические исследования, посвященные трансформации религиозного сознания в постсоветском обществе, проведенные под руководством A.A. Панкова в 1990-1992 году. Выборка составила: 1855 человек - в г. Москве, г. Пскове и Смоленской области; 2000 человек - в г.Москве, г. Пскове и других городах России; 2250 человек - в 10 городах России и 5 городах Казахстана.
- социологические исследования по проблеме состояния религиозности населения Дагестана, проведенные отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра в 2000 году. Выборка - 600 человек.
- социологические исследования в рамках проекта «Состояние и перспектива ислама в Адыгее», посвященные проблеме влияния исламского фактора на трансформацию общественного сознания и социального поведения, проведенные под руководством профессора P.A. Ханаху в 1999-2000году. Выборка 400 человек - в г. Майкопе.