Ви є тут

Отношение педагогов к инновациям : Социологический анализ

Автор: 
Жигунова Татьяна Павловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272547
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение__________________________________________________3-14
I глава. Инновации как предмет социологического
исследования_______________________________________15-65
1.1. Основные подходы к инновационным процессам_____________15- 40
1.2. Инновации в образовании: понятие и классификация________40-65
2 глава. Инновационные процессы в образовании: социологический
анализ позиций педагогов____________________________66-130
2.1. Отношение педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационным процессам____________________________________66-85
2.2. Отношение школьных педагогов к инновациям______________85-115
2.3. Отношение педагогов учреждений дополнительного образования детей к инновациям_________________________________________115-130
Заключение 131-134
Литература
135-153
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
События последних лет в нашей стране требуют пересмотра многих принципов и подходов, традиционно считающихся основой образования. Современный период отличается огромными преобразованиями, которые коснулись всех сфер жизни: производства, техники, политики, армии, науки, культуры и др. Изменения в этих сферах стали источником новых подходов и в системе образования.
Известно, что образование является одной из важнейших сфер общественной системы, следовательно, учитывает и реагирует на все изменения, развиваясь в соответствии с требованиями времени. Однако необходимо отметить, что система образования является консервативным элементом общества, выступающим в то же время в качестве его стабилизирующего механизма. Образование не воспринимает автоматически все новшества. Являясь вполне самостоятельной системой, оно активно влияет на всё общество в целом. Путь, пройденный российской системой образования, отражает путь, пройденный страной. В известном документе «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования» указывается, что «школа вместе с обществом входит в штормовую полосу радикальных реформ. Входит, как и общество, медленно, болезненно, трудно» [213. С. 2].
Изменения, происходящие в образовательных учреждениях, указывают на то, что они вступили в новую стадию своего развития, которая связана с внедрением новых форм работы, новых технологий, ориентирующих педагогов на подготовку учащихся к постоянно изменяющимся условиям жизни. Сегодня образование находится в стадии формирования новой системы, основанной на идеях гуманизма, демократизма, свободного развития общества и человека.
Изменения в содержании и структуре человеческой деятельности,
%
вызванные социальными переменами, повышение роли человеческого
14 •
развивающего обучения» (г. Екатеринбург, январь 1998 г.); на 4-й научно-практической конференции молодых учёных и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (г. Екатеринбург, март 1998 г.); на VI Всероссийской конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании «Проблемы повышения академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (г. Екатеринбург, декабрь 1998 г.). Результаты исследования представлены в 7 публикациях автора.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 302 наименований. В работе представлены четыре схемы, пять таблиц и пятнадцать графиков.
15
Глава 1.
Инновации как предмет социологического исследования.
1.1. Основные подходы к инновационным процессам.
Одной из задач этой главы является выяснение понятия и сущности инноваций и инновационных процессов. Эта задача имеет общий интерес, так как почти каждый человек так или иначе становится участником инновационной деятельности. Однако чёткого представления о ней не существует.
В данной работе мы попытаемся за каждым термином, имеющим отношение к инновационному процессу, установить точное и строго определённое значение.
В слове «инновация» значимой частью является корень «нов», «новый», что означает, согласно словарю С.И. Ожегова, «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый; относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени; недостаточно знакомый, малоизвестный» [180-а. С..358]. Отсюда можно понять, что в толковании этого термина заключено своеобразное понимание того, что «новый» - это имеющий иной вид, иную идею освежения чего-либо.
Лексические значения слов с этим же корнем «новшество», «нововведение», «инновация», несомненно, несут в себе это своеобразное значение, отражающее мощное движение совершенно видоизмененных явлений, не похожих на предшествующие, как перевёрнутая новая страница незнакомой книги, но не являются абсолютно одинаковыми. Каждое слово создаёт свой особенный мир, отличающийся небольшим, иногда едва уловимым опенком значения.
«Новшество» означает «новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление» [180-а. С.358], то есть то, что приняло