Ви є тут

Социокультурная адаптация детей-сирот

Автор: 
Каверина Вера Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
1997
Артикул:
1000175086
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика работы.................................... 3
Введение.
Понятие социокультурной адаптации......................16
Глава 1. Влияние организационных и психологических
особенностей воспитания детей-сирот на процесс их социокультурной адаптации.......................... 29
1.1. Социально-исторический очерк........................29
1.2. Особенности воспитания сирот в детском
доме по типу “Семья” в г.Сургуте................... 45
Глава 2. Образ детского дома в глазах воспитанников:
социологическое исследование.......................... 63
Глава 3. Интеграция в общество как часть процесса
социокультурной адаптации сирот........................88
3.1. Взаимоотношения с родственниками детей............. 88
3.2. Выпускники: груз самостоятельности................. 93
Заключение...................................................102
Литература...................................................110
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Одной из важнейших проблем общественного развития является поддержание социальной целостности и социальной солидарности. Это означает, что все члены общества должны найти свое место в сложной механике его функционирования, приняв на себя определенную роль в поддержании его ценностей и институтов. В реальности взаимосвязанность, взаимосогласованность и взаимозависимость деятельности отдельных социальных групп всегда относительна. Их социокультурная адаптация происходит на фоне постоянной борьбы локальных интересов, возможностей, ценностей, норм. Укрепление и принятие определенных правил и норм поведения в качестве общественно приемлемых способствует активизации деятельности интегрировавших эти нормы социальных групп, оттесняя другие группы, не сумевшие принять эти правила, на периферию социального существования и в некоторых случаях даже как бы за его рамки. Борьба и дисбаланс в социальных отношениях неизбежны в силу динамики общественных условий и разнообразия задач, стоящих перед обществом. Но отсюда и необходимость специальных усилий, направленных на преодоление отчуждения некоторых социальных групп от общественной практики. При этом задача общества, как оно ее сегодня понимает, состоит не в “искоренении” (что, по-видимому, невозможно) или “подавлении” (что искажает всю структуру социальных связей) маргинальных социальных способов жизнедеятельности, но главным образом в поисках средств и путей их интеграции в общество, использования их специфической активности, “перевоспитания” или определе-
11
Содержащиеся в диссертационной работе психологические представления основаны на идеях культурно-исторической теории Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, исследованиях онтогенеза В.В.Лебединского, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Н.Ф.Талызиной и др. Использовались выводы о роли эмоциональной привязанности и поддержания устойчивых приоритетных отношений с близкими взрослыми на ранних этапах развития ребенка; роли самореализации и самооценки в мотивационно- потребностной сфере личности и др. В основу работы легли также наработки выдающихся практиков отечественной педагогики — А.Макаренко, В.Сухомлинского и др.
Процесс воспитания рассматривается в диссертации как опыт совместной деятельности ребенка и взрослого, в котором каждая из сторон играет активную роль: взрослый выступает как носитель выработанных культурой образцов и ценностей социального поведения, направляющая и организующая сила воспитательного процесса, ребенок — как самостоятельная и активная личность, наделенная индивидуальным своеобразием. Общество в целом рассматривается как сложный неоднородный организм, адекватное функционирование которого требует специальной поддерживающей, конструирующей и интегрирующей работы со стороны его институтов и всех его членов.
Методологической основой диссертации явился метод восхождения от абстрактной теории к практике и от нее к новым, обогащенным теоретическим представлениям. Использовался системный подход: на основе социологических, психологических, философских представлений об обществе, социализации, социальной адаптации, маргинализации анализировался опыт практической работы автора в сфере воспитания детей-сирот. На основе этих теретических понятий
12
были осуществлены реконструкция, осмысление и систематизация опыта, сложившихся приемов организационно-педагогической, воспитательной и психокоррекционной работы.
Информационную базу исследования составили собранные автором данные о деятельности детского дома по типу “Семья” в г.Сургуте (структура детского дома, организация педагогического и воспитательного процесса, взаимоотношения в коллективе, развитие личности воспитанников и т.д.), а также данные, характеризующие особенности организации и взаимодействия с детским домом других организаций — школ, где учатся дети, Территориальной социальной службы г.Сургута и т.п. Были также собраны данные о жизни выпускников детского дома. Проводилось сопоставление собственных данных автора с материалами, имеющимися в научной литературе. .
Научная новизна работы состояла в выделении ряда особенностей, отличающих процесс социокультурной адаптации детей-сирот. 1) В социокультурной адаптации детей-сирот были выделены две основные стороны: личностно-психологическая сторона, связанная с развитием эмоциональных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, и собственно социально-культурная сторона, связанная с ролью семьи и родственников как носителей определенных социальных ролей, опыта и взаимосвязей, обеспечивающих вхождение нового члена в сеть социальных отношений.
2) Социализация в среде, принадлежащей к маргинальной субкультуре общества, определена как дезадаптирующая, дающая ребенку негативные социальные умения и компетентность.
3) Цель социокультурной адаптации детей-сирот была связана с формированием у последних идентичности, объединяющей их с малым коллективом (“семьей” названых братьев и сестер, воспитателей),