Ви є тут

Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи

Автор: 
Яковук Тамара Ивановна
Тип роботи: 
диссертация д-ра социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193443
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Духовная жизнь общества является важнейшей сферой его жизнедеятельности. Она всегда играла особую роль в белорусском обществе, поэтому ее воспроизводство в новых условиях становится первоочередной задачей дальнейшего общественного развития.
Важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни выступает молодёжь, сущностной социальной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим поколениям, внося тем самым свой вклад в развитие общества. Реализация сущностных социальных функций молодёжи становится необходимым условием ее духовного развития.
В процессе духовного производства накапливаются и воспроизводятся знания, идеи, потребности, интересы, ценности, отражающие совокупный социальный опыт и играющие важную роль в индивидуально-личностном и общественном развитии. В современных обществах, отличающихся динамичными изменениями, происходит стремительный процесс устаревания социального опыта. Под влиянием новых социальных посредников молодёжь чаще отвергает традиционный опыт, чем его усваивает. Формируется особый тип префигуративного сознания. В условиях префигуративной культуры возникают изменения в механизме социальной регуляции в сфере духовной жизни молодёжи.
Эти изменения связаны с объективным, по своей сути, процессом эволюции общественных отношений. В современных условиях он приобретает уникальную специфику, обусловленную радикальной трансформацией социальной структуры общества, вызванной политическими, идеологическими, экономическими, культурными
1
духовные отношения, А .К. Уледов представляет ее как духовную жизнь людей, включающую в себя взаимную коммуникацию и непосредственное общение, обмен информацией, формирование и удовлетворение определенных потребностей.
В качестве основных элементов структуры духовной жизни общества выделяются следующие элементы: во-первых, интенсивность духовного производства, предполагающего создание новых, оригинальных духовных ценностей. При этом интенсивность напрямую зависит не только от количества и качества профессиональных кадров, работающих в сфере духовной культуры, но и от степени вовлеченности широких масс в процесс создания духовных ценностей; во-вторых, организация системы распределения духовных ценностей, от которой зависит доступность для индивидов и групп, например, культурных и образовательных ресурсов; в-третьих, интенсивность духовного общения, напрямую зависящая от количества учреждений в культурно-образовательной сфере, средств массовой информации и т. д.; в-четвертых, развитие и степень удовлетворения духовных потребностей людей.
Составной частью структуры духовной жизни являются нормы и ценности, составляющие основу социальной структуры общества. Между ними в структуре духовной жизни наблюдается тесная взаимосвязь, при этом правила, регулирующие способы и методы социального действия, принято называть культурными нормами, а правила, регулирующие цели социального действия, культурными ценностями13. Иначе говоря, ценности указывают на цели, к которым люди должны стремиться, а нормы на способы их достижения. Как типичные ценности для нашего времени молодёжи предлагаются жизненный уровень, материальное состояние, слава, образование, физическая кондиция, здоровье. Примером норм, рекомендованных для достижения этих целей, могут служить блестящее
п БгЮптрка Р. Бо^ок^а. Апа11га БрЫесгепБ^а \V-wa, 2005. - с. 158-159.
24
образование, изнурительный труд, интенсивные тренировки, последовательная карьера.
Культурные правила, нормы и ценности, несущие в себе различный заряд долженствования, могут быть связаны с более или менее сильными ожиданиями необходимого поведения. Культурные нормативы в позитивной стилизации выступают как рекомендации, а в негативной стилизации как запреты, первым соответствуют социальные ожидания, выраженные словом должен, а вторым - словами не может либо нельзя.
Культурные правила с более низким уровнем напряжения допускают определенное поведение; особым типом правил являются рекомендации, либо преференции, указывающие на поведение, которое было бы желательно, но которого ни от кого нельзя требовать. В данном случае речь идет об образцовом поведении, идеалах поведения, или даже о поведении "героическом". Существенным механизмом, контролирующим соблюдение правил, запретов, а также преференций индивидов и групп, является общественная реакция, называемая в социологии санкциями, выступающими в виде наказаний и наград: за невыполнение правил возможно наказание, за нарушение запрета ждет наказание, причем в наиболее серьезных случаях широко освещаемое СМИ.
Структурализация ценностно-нормативной системы духовной жизни молодёжи может основываться не только на различных формах, которые приобретают культурные правила, и способах их интеграции в большие целости - процедуры, институты и социальные роли, - но также на содержательной основе правил. Особой формой правил, усваиваемых молодёжью, являются моральные нормы, касающиеся, прежде всего, сфер жизни человека, в которых его действие приобретает нравственную окраску, отражается на здоровье, счастье, успехе. Моральные правила, являясь мощнейшим проявлением социальной природы человека, касаются наиболее фундаментальных отношений между людьми. "Регулируя движение" в
25