Ви є тут

Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России

Автор: 
Чабан Светлана Викторовна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193850
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ...................................16
1.1. Выявление специфики современных миграционных процессов в российском обществе ....................................18
1.2. Динамика этнической идентичности в процессе социальной адаптации и интеграции мигрантов........................40
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И
СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ .........................62
2.1. Восприятие культурных различий и отношение к ним у мигрантов и принимающих сообществ................................63
2.2. Социокультурные особенности внутренней миграции и порождаемых ею межэтнических противоречий ...........82
2.3. Культурные аспекты конфликта идентичностей и развития фобий в отношении иммигрантов...............................102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................125
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................136
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................153
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Изменение территориально-государственного устройства в постсоветском пространстве объективно повлияло на развитие всей совокупности миграционных процессов: как внутри- так и межстрановых, и неизбежно актуализировало проблемы этнической миграции. Суть ее социологически корректно определяется как пространственные «перемещения достаточно крупных групп населения, объединенных этническим признаком»1. Само это определение говорит о том, что в результате этнической миграции должна меняться структура социума на территориях, реципирующих мигрантов, а это в свою очередь порождает социальную напряженность и множественные конфликты.
Действительно, оптимистичные предположения о возможности быстрой ассимиляции этнических мигрантов были очень быстро опровергнуты на практике, и сначала на Юге России, а затем и в других регионах стали развиваться рецидивирующего характера локальные межэтнические конфликты между старожилами и мигрантами. Межнациональная напряженность ярко проявились в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и своими конфликтными формами несомненно повлияла на формирование и распространение негативных гетеростереотипов в отношении этнических мигрантов.
Социокультурные аспекты этих локальных противостояний мигрантов и старожилов в регионах с преимущественно славянским населением играли далеко не второстепенную роль, оказывая влияние на проявления групповой солидарности, практики трудового поведения и процессы социальной адаптации, интеграции мигрантов в принимающее общество.
Динамика иммиграции в Россию в 90-х гг. принесла новую волну этнической напряженности и ксенофобии: «В 1992-1993 гг. это был
1 Хоперская Л.Л., Харченко В.А. Локальные межэтнические конфликты на Юге
России: 2000-2005 гг. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. С. 42.
3
технологий и кафедры социологии и политологии РГПУ. Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в 3,7 п.л.
Структура диссертации. Текст работы включает введение, две главы, состоящие из пяти пара1рафов, в т. ч. 10 графиков и диаграмм, иллюстрирующих результаты собственного эмпирического исследования, 14 таблиц с материалами статистики и данными социологических опросов, а также заключение и список литературы по теме исследования из 208 источников и приложение.
15
ГЛАВА 1.
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА
Миграция, как фактор социального, экономического и политического развития общества, не может быть понята и правильно практически оценена без использования социокультурных подходов, учитывающего в первую очередь этнокультурный баланс, меняющий параметры социальной интеграции и саму модель общественного порядка на региональном, а иногда и общесоциалъном уровне.
Миграция населения (от лат. т^гайо) этимологически означает переселение, перемещение людей, однако социологическое значение этого термина значительно шире. Согласно наиболее широкой научной трактовке, к миграциям относятся все виды движения населения, имеющие общественную значимость. Сюда включают не только все пространственные, но и внутриорганизационные, а также социально-мобильностные перемещения. Однако такой подход мало подходит для исследования культурной специфики конкретных процессов, поскольку включает обширный круг социальных явлений.
В устоявшемся общепринятом смысле под миграцией понимается многообразие пространственного движения населения, независимо от его вида, форм, характера и целей. Сюда относят переезды людей из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу' или учебу за пределы конкретных поселений, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе сезонные, работы, поездки в командировки, отпуск и др. Из миграции исключают только те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.
В узком смысле в миграцию включают только пространственные перемещения людей между населенными пунктами, ведущие к постоянной
16