СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение .................................................... 3
г . АНАЛИЗ СУБЪЕКТОВ И ФАКТОРОВ СОЦИОКУЛЬТУР-
I лава I ных ШМЕНеНИй в РОССИИ............................... 16
^ ^ Теоретико-методологические подходы к анализу процессов социальных и культурных изменений.................... 16
^ 2 Процесс социокультурных изменений в России и его доминирующие субъекты...................................... 35
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО СОЦИОКУЛЬ-ГлаваП ТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕФОРМ................................................. 55
2 | Формирование социального слоя предпринимателей и его
субкультурная составляющая........................... 55
Предпринимательская культура, предпринимательские
2.2. ценности и предпринимательский подход как модели социального действия....................................... 78
2 ^ Эволюция культуры рыночных отношений в современном российском обществе................................. 104
Заключение.................................................... 127
Литература.................................................... 131
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Предпринимательство как относительно новое социально-экономическое явление российской действительности является объектом пристального социологического наблюдения. Казалось бы, трудно обнаружить неизученные аспекты его социального существования. Однако анализ исследовательской литературы последних лет показал, что вопросы социокультурной экспансии предпринимательства освещены явно недостаточно. В основном представлен исторический аспект: роль социокультурных факторов в процессе формирования предпринимательства как социального явления.. Такого рода исследования можно определить как работы в русле «веберовского ренессанса», так как в них проявилось стремление: обнаружить в российской действительности социокультурную составляющую «духа капитализма». Интересны также попытки представить социокультурные особенности предпринимательства в качестве стратификационных критериев «социальной группы предпринимателей». Проблематика же социокультурной экспансии до сих пор представлена лишь незначительным числом общефилософских рассуждений о предпринимательстве как социально-преобразующей деятельности.
С другой стороны, существует немалое количество практических исследований изменения социальной идентичности, ценностных ориентаций современного российского общества в сторону возрастания предпринимательской активности. Наблюдение за социальными процессами показывает также возрастание социальной активности
3
преобразовательный потенциал, способность- к осуществлению социальных изменении через распространение в обществе предпринимательской культуры. Ценности успеха активизируют ее, придают ей известную долю социальной агрессивности и притягательности, способствуя ее распространению в социуме. В предпринимательской культуре эти ценности важны как показатель деловой активности,. конкурентоспособности, статусного позиционирования, что характеризует истинного предпринимателя.
6. Социокультурная экспансия предпринимательства может быть рассмотрена. как процесс- распространения в обществе предпринимательской культуры в «горизонтальном» и «вертикальном» направлениях. Происходят, с одной стороны, изменения ценностнонормативных оснований делового поведения российских предпринимателей, распространение в обществе предпринимательской профессиональной культуры, с другой - происходит изменения структуры ценностных ориентаций и поведения молодого поколения, передача предпринимательской культуры как «предпринимательского наследия».
Теоретико-методологической основой диссертации стали работы отечественных и зарубежных ученых: социологов, философов,
экономистов, изучавших процессы социокультурных изменений. Прежде всего это труды М. Вебера, Т. Парсонса, III. Эйзенштадта и др. Социологические исследования И. Ваплерстайна, концепция социального изменения как социокультурной травмы П. Штомпки, концепция символического кода Ш. Эйзенштадта положены в основу методологии изучения процессов эволюции рыночной культуры
13
российского общества через экспансию предпринимательской культуры.
В определении сущности предпринимательства мы опирались на известные подходы А. Агеева, М.Вебера, В. Радаева, Й.Шумпетера. Характеристика предпринимательской культуры дана на основании работ М. Вебера, В. Зомбарта, Й. Шумпетера, H.H. Зарубиной и др. Идея контркультуры как «сбоя» в механизме: трансляции
социокультурного опыта (И.Б. Громова и В.Н. Леонтьева) использована с целью описания процесса социокультурной экспансии предпринимательства как перехода от альтернативной субкультуры к предпринимательству как доминирующему в обществе социокультурному образцу.
Необходимость анализа формирования предпринимательского мышления и поведения в ходе социализации молодого поколения для обоснования факта социокультурной экспансии предпринимательства основывается на методологической идее К. Мангейма о смене исторических поколений как факторе социальных изменений.
Эмпирической базой исследования являются данные социологических исследований, проведенных в 1989-2002 гг. Институтом социологии РАН, Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН, ВЦИОМ, Центром изучения проблем занятости Института социологии РАН и др.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты и выводы расширяют научные представления о характере и направленности современных социальных процессов и могут быть использованы для решения теоретических и практических проблем реформирования
14
- Київ+380960830922