Ви є тут

Проблема социокультурной типологии: анализ подходов и критериев

Автор: 
Долидзе Нина Роландовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272720
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.................................................... 3
Раздел I. Природа человека: подходы, сущность...............12
Раздел II. Психоаналитическая типология.....................31
Раздел III. Теория культурно-исторических
типов.......................................................61
Раздел IV. Основания построения социокультурной
типологии...................................................92
Заключение..................................................120
Список использованной литературы............................122
Приложение..................................................130
2
Введение
Актуальность темы и степень научной разработки проблемы. Глобальные процессы и национальная неповторимость каждой культуры обусловливает проблему поиска актуального соотношения между этими группами социальных явлений. Динамика социокультурных процессов в России отличается от западных стран: ни один европейский парод не терпел таких лишений, какие испытали россияне. Для России, где идут неоднозначные динамичные процессы, проведение как теоретических, как и практических исследований представляет серьезную трудность.
В западной (европейской и американской) социологии за последние десятилетия опубликовано большое количество работ, посвященных отдельным аспектам исследуемой проблемы.
М. Вебер разработал методику «идеального» или «чистого» типа как наиболее подходящий способ изучения социальных действий. Его идеальные тины отражают подчеркивание «субъективного» или значимого, наряду с «объективным» аспектом социальных явлений. Таким образом, на основе сознаваемого или несознаваемого значения для индивида, которое Вебер интерпретировал как непостоянное отношение между средствами и целями в поведении, социальное действие анализировалось посредством четырех идеальных типов: традиционного, ценностно-рационального, намереннорационального и аффективного. Подобным же образом Вебер разработал идеальные типы социальных отношений (конфликт, первичная группа, вторичная группа и ассоциативная группа), а также законных порядков (рационального, традиционного, харизматического).
3
Без четкого представления о природе человека невозможно решить ни одного вопроса, связанного с пониманием, а тем более прогнозированием социального поведения и взаимодействия, как отдельных людей, так и больших и малых групп, функционирования социальных институтов. Еще Г.Плеханов, критикуя французских материалистов, отмечал, что, объясняя все социальные процессы «природой человека», они не дают адекватного понимания этой природы. В результате научный анализ сводится к тавтологии: природа человека социальна -социальные процессы обусловлены человеческой природой 5. Иными словами, без выяснения вопроса о природе человека социальное познание невозможно.
В данной работе мы не будем специально анализировать соотношений понятий человек - индивид - личность. В научной литературе этот вопрос нашел достаточное освещение. На сегодняшний день никто не оспаривает того факта, что личность - социальная характеристика индивида, термин «человек» -родовое понятие. Понятие индивид служит для обозначения единичного субъекта, в то время как «человек» выступает в качестве собирательного термина. В дальнейшем изложении акцент будет делаться на социальных характеристиках человека, которые проявляются в его деятельности и поведении.
Выяснение природы человека, прежде всего, связано с рассмотрением проблемы соотношения социального, биологического и психологического. Воспользуемся принципом систематизации. Систематизируем основные концепции философского подхода. В античности существовала социоцентрическая и антропоцентрическая модель
’См. Г.Плеханов Соч., Москва - Петроград, 1923 г., т. VII, с. 70-105
12
взаимоотношений «человек-общество». Социоцентрическая (Платон) модель обусловливала зависимость человека от общества. Антропоцентрическая модель (Аристотель) рассматривала общество как зависимую переменную, обусловленную природой человека.
Французский материализм (П. А. Гольбах, Д. Дидро) определял природу человека естественными законами развития природы. Люди равны и независимы. Категория «естественного права» утверждалась как эталон равенства, справедливости, подлинности этических отношений.
Социал-дарвинизм (Ж.А. Гобино, Ч. Ломброзо, О. Аммон, Л. Гумплович) разработал учение о влиянии анатомофизиологических особенностей людей на социальные процессы, ввел понятие «патавизм» в социальных актах. Характерной особенностью этого подхода является абсолютизация биологического начала в человеке.
Во фрейдизме (3. Фрейд, К. Юнг) человеческая природа сводится к инстинктам и воле, абсолютизируются биологические начала, утверждается неизменность человеческой природы в ходе исторического развития.
Неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Маркузе, К. Хорни) расширяет психоаналитическую теорию, вводя влияние социокультурного фактора на биологическую природу человека.
В экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Л. Шестов,
Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю) в природе человека выделяется несколько слоев. 11режде всего, природный (биофизиопсихологический), изучаемый естественными науками и составляющий его природную индивидуальность. Затем социальный, изучаемый социологией. И, наконец, духовный -предмет изучения истории, философии, искусствознания;
13