Ви є тут

Мировоззрение антиглобалистских движений современности : Источники и тенденции

Автор: 
Эриксон Диана Фаритовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271447
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
<• '♦а4 " •
Введение..................................................................3
Глава I. Глобализация и социальная напряженность в современном обществе
1.1. Современная глобальная система и ее противоречия.....................16
1.2. Возникновение антиглобатизма: социальный протест в контексте общемировых тенденций.....................................................42
Глава И. Мировоззрение “антиглобалистских” движений как предмет социологического анализа
2.1. Развитие “антиглобалистских” движений как источник альтернативного миропонимания.............................................................70
2.2. Методы исследования глобатьных протестных движений и их идейных позиций...................................................................98
2.3. Мировоззрение “антиглобалистских” движений и перспективы построения альтернативного порядка..................................................121
Заключение..............................................................142
Глоссарий...............................................................148
Литература..............................................................152
Приложения.............................................................. 165
3
Введение
Актуальность исследования. На рубеже XX - XXI вв. активно проявило себя общественное движение известное под названием “антиглобалистское”. Рядовые граждане узнали о нем из репортажей СМИ, освещающих массовые протесты, приуроченные к саммитам политико-экономической элиты в Сиэтле (1999 г.), Вашингтоне (2000 г.), Генуе (2001 г.) и других городах мира. На последнем выступлении в Барселоне 16 марта 2002 г. собралось более 500 тыс. протестующих - рекордное за последние десять лет количество организованных в мирную демонстрацию противников современной формы глобализации.
Очевидно, что с развитием глобализации, рассматриваемой в целом как прогрессивный процесс, стали обнаруживаться ее негативные последствия. Из-за ряда неудачных попыток международных институтов разрешить углубляющиеся противоречия возникла артикулированная оппозиция, порождая феномен «антиглобализма» на разных уровнях. На сегодняшний день последний представлен достаточно широким спектром социальных критиков из академических кругов, экономистов, политических лидеров как левого, так и правого толка, международных и локальных организаций и сообществ. Особую нишу заняли общественные движения. Судя по организации десятков протестов, преследующих саммиты транснациональной элиты по всему земному шару, они представляют наиболее активную позицию в отношении социальной цены за реализацию проекта глобализации. Их акции отличаются все более зрелой стратегической направленностью, ярко выраженными мировоззренческими ориентациями, постоянством и глобальностью охвата.
Между тем нужно признать, что мировоззрение “антиглобалистского” движения находится на самых ранних стадиях развития. Его формирование основывается на продолжающемся дискурсе, инициированным «общественным сектором». Альтернативное видение мировой ситуации, общность ценностей и норм субъектов движения задают направленность их объединенным усилиям в попытке повлиять на ход глобализации.
17
- интеграция национальных экономик в единый рынок, основанный на беспрепятственном перемещении капитала, понижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров и услуг;
- планетарная научная революция, быстрое технологическое обновление в производственной сфере, появление новых видов транспорта;
- коммуникационное сближение между людьми на основе использования новых спутниковых и сетевых электронных средств связи, интернационального образования и информационной открытости мира в социальном пространстве и времени;
- создание глобальных институтов и изменение роли национальных государств; распространение неолиберальной идеологии;
- выход общественных организаций за рамки национальных границ и их объединение в международные общественные движения.
Влияние интеграционных процессов на культурный и духовный климат нашей эпохи огромен. Быстрые изменения во всех сферах жизнедеятельности человека приводят к социокультурным сдвигам. Формирование планетарного мышления как нового культурного феномена приводит к трансформации мировоззрения и идентичности субъектов. Данный процесс сопровождается кризисами, возрастанием риска и опасности. Необходимость формирования новой, глобальной этики на фоне межкультурной напряженности и «цивилизационных столкновений»4 обретает черты реальности. От того, получит ли гуманистический глобализм опору в широком общественном мнении, зависит будущее человечества.
Происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем, включая макросоциальные процессы, находятся в центре внимания глобалистики. Как научное направление, обретающее в последние годы признаки новой самостоятельной науки, она характеризуется комплексным подходом к изучению экономических, социальных, экологических и других процессов на земном ша-
4 См.: Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. NY., 1997.
18
ре, а также к выявлению возможности регулирования этих процессов ради сохранения самой .жизни на Земле. Напряженность, конфликты, катастрофы, сопровождающие интеграцию человечества, также относятся к объектам изучения глобалистики. Она рассматривает, кроме того, формирование идеологии антиглобализма и социальных движений сопротивления как глобальных феноменов. Имея интегральный и междисциплинарный характер, при изучении движений приобретающих массовый планетарный характер глобалистика опирается на теории социальных наук, главным образом, макросоциологию.
Проводя анализ динамики мирового сближения, сформированных теорий его движущих сил и характера полемики вокруг этих теорий, можно выделить несколько гипотетических парадигм.
Парадигма I. Глобализация является естественно-историческим процессом. Ее характер обусловлен демографическим ростом различных сообществ, а также возрастанием их витальных, социальных и духовных потребностей, что ведет к расселению человечества и освоению им земного пространства. Экспансия велась как мирным путем - с помощью географических открытий, миссионерства, торговли, - так и с помощью завоевательных экономических и религиозных войн. Пройдя долгий путь спонтанного, хаотического развития, человечество осознало свое единство и взаимозависимость, открыв феномен «всемирной истории» (Маркс). «Коперниканская революция» произошла и в сознании, что привело к восприятию мира как более компактного, доступного, тесного. Восклицание “It’s a small world, after all!” (“На самом деле, мир такой маленький!”) стало мироощущением многих в конце уходящего столетия. Эти слова из детской диснеевской песенки, звучащей над парковой зоной, где собраны миниатюрные копии шедевров архитектурного искусства со всего света, точно передают возможности современного человека в «преодолении» пространства и приобщении к оригиналам. Не фокусируясь на временных периодах изоляции, кажущихся незначительными на фоне неизбежного «обобществления» человечества, данная парадигма рассматривает глобализацию как по-