Оглавление
Введение..............................................................3
ГЛАВА 1. Социокультурный контекст художественного творчества.........15
1.1. Социологическая интерпретация художественного творчества........16
1.2. Художник в современной социокультурной системе..................39
ГЛАВА 2. Формы социальной идентификации творчества художника ........61
2.1. Самоидентификация художников в повседневных практиках...........65
2.2. Идентификация художественного творчества в выставочном пространстве ........................................................90
2.3. Экспертные репрезентации профессионализма современных художников 121
Заключение..........................................................133
Библиография........................................................137
Приложение .........................................................148
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью социологической. рефлексии современных особенностей в социальной и культурной идентификации творчества художника. Это связано с современной трансформацией процессов в сфере культуры, политики, образования, экономики. В государственной политике наблюдаются ограничение объемов финансирования учреждений культуры, введение цензуры вместе с противоречивым отношением к легитимации критериев эстетического в культуре. Неоднозначно трактуется»экономическая выгода проектов в сфере культуры и искусства -от признания эффективности инвестирования до закрытия проектов- и профессиональных союзов как убыточных. Изменение- потребностей и спроса потребителей на эстетические объекты влияет на изменение идентификации творчества, когда художник начинает ориентироваться на современные формы репрезентации,, использовать новейшие мультимедийные технологии, модернизировать творческие проекты, осуществляя экспансию в другие сферы жизни. Междисциплинарность индустрии культуры приводит к появлению новых отраслей науки, феноменологическому повороту в способах исследования данной сферы.
Актуальность обусловлена изменением социального контекста, в котором действуют творческие фигуры, и его влиянием на повседневную практику творческой репрезентации. Общественная идентификация художников в тог или иной тип, класс на протяжении истории советского периода и современности всегда оставляют данную социальную группу в категории маргиналов. Социальное положение художника в обществе, в том числе его заработок, социальный статус, сопричастность с профессиональным союзом, выставочными площадками оказывают влияние на самоидентификацию авторов, на стратегии их художественных практик, которые могут видоизменяться в условиях общественных и культурных трансформаций..Сегодня галереи искусств и другие площадки для выставок поддерживают некоторых художников, но многих определяют в «аутсайдеры», что формирует различную по-
\
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры социальной работы и социальной антропологии СГТУ (2006-2009), на межвузовских, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 3,8 п.л.
Структура диссертации включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.
14
ГЛАВА 1. Социокультурный контекст художественного творчества
Целью данной главы является анализ действующих в сфере искусства властных и других акторов в отношении художников, отношение государственной политики к деятелям искусства в советский период и на современном этапе в России, рассмотрение макроконтекста и институциальных особенностей культуры XX века в мировом контексте, которые влияли на индивидуальные художественные практики, формы репрезентации изобразительного искусства. Особенности социологических исследований культурных изменений, оценки явлений духовной жизни также будут проанализированы в данной главе диссертации. Апеллируя к различным социологическим парадигмам, будут проработаны основные теоретические положения в исследовании искусства и связанных с ним категорий. Рассмотрены особенности социального положения группы художников, идентификации их творчества в культуре. В главе будут определены базовые понятия диссертационной работы: повседневная и художественная практики творчества художника, культурный и символический капитал, формирующий повседневность и социокультурные критерии отношения к эстетическому со стороны политики и отдельного субъекта, пространство искусства, социальная идентификация в художественной деятельности; высказаны основные исследовательские гипотезы.
15
- Київ+380960830922