Ви є тут

Коренные народы в процессе социокультурных изменений

Автор: 
Куропятник Марина Степановна
Тип роботи: 
дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193777
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ГЛАВА 1. МЕНЬШИНСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ............................23
1.1. Концепт меньшинства в социологии и социальной антропологии 23
1.2. Проблема типологии меньшинств.........................48
1.3. Понятие «коренной народ» в социологии и социальной антропологии...............................................57
1.4. «Индигенность» в контексте социокультурных изменений 71
1.5. Выводы................................................88
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ...................................................... 90
2.1. Этнические меньшинства и проблема конструирования национальной идентичности..................................90
2.2. Саамы как этнолингвистическая и социокультурная общность... 109
2.3.Вывод ы...............................................118
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СААМОВ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ....................................120
3.1. Трансформация традиционных социальных структур саамов: основные теоретико-методологические подходы...............120
3.2. Общинные структуры саамов............................125
3.3. Проблема билатерального счета родства................138
3.4. Родство, локальность, этничность.....................164
3.5. Выводы...............................................174
ГЛАВА 4. СААМЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...................................175
4.1. Формы социальной интеграции саамов в странах Северной Европы....................................................175
4.2. Дилеммы саамской идентичности.......................205
4.3. Саамы как транснациональная общность: процессы глобализации и конструирование саамской нации.......................221
4.4. Выводы..............................................239
ГЛАВА 5. РОССИЙСКИЕ СААМЫ: СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА....................242
5.1. Система расселения и этническая среда...............242
5.2. Трансформация брачной структуры: эндогамия, брачные стратегии, этничность..................................258
5.3. Современная этносоциальная характеристика и правовой статус саамов в Российской Федерации..........................268
5.4. Возрождение культуры российских саамов: этническая мобилизация и этническая идентичность..................288
5.5. Выводы..............................................310
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................312
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..........................................321
ЛИТЕРАТУРА.................................................322
35
Таким образом, в рамках теоретико-методологических подходов X. ван Амерсфута, Р. Шермерхорна и М. Гордона осуществляется объединение демографических (количественных) параметров концепта меньшинства и социально-политических аспектов его функционирования.
В практике ООН также используются аналогичные критерии классификации меньшинств, а именно: относительная численность меньшинства и большинства; степень концентрации или дисперсии меньшинства; исторические обстоятельства включения меньшинства в состав соответствующего национального государства (добровольное или принудительное); степень интеграции меньшинства в национальное общество (полная или частичная). Кроме того, имеет место классификация меньшинств в соответствии с их собственными преференциями, т.е. стремлением сохранить или изменить своё социальное положение и категоризацию в качестве меньшинства (Eide 1985:201).
Как уже отмечалось, теоретическое осмысление концепта меньшинства теснейшим образом связано с разработкой проблемы этничности и теории межгрупповых отношений. В контексте нашего исследования особенно важны два момента. Во-первых, разграничение в аналитических исследованиях меньшинства как категории преимущественно социально-политической и этнической группы как культурной категории (Flanagan 1995: 98 - 102). Во-вторых, исторически сложилось так, что антропологические и социологические исследования этничности и идентичности были первоначально сфокусированы преимущественно на группах, недоминантных или периферийных в обществе, а именно на меньшинствах. При этом фокус эмпирических антропологических исследований, как правило, был направлен на локальные общности и другие первичные группы, которые могут быть изучены при помощи традиционных методов
36
включённого наблюдения. Более того, и в теоретических, и в эмпирических исследованиях имеет место тенденция отождествлять нацию с большинством, а этническую группу - с меньшинством.
Проблема осложняется также тем обстоятельством, что и нации, и этнические группы часто редуцируются к культурам. Так, признание групповых культурных прав некоторыми политологами (например, У. Кимликкой и Ч. Тэйлором), очевидно, подразумевает права «культур меньшинств», отличающихся от культуры большинства. В этой связи следует подчеркнуть, что культура, этническая группа и нация являются дискретными, но тесно взаимосвязанными концептами. Однако, несмотря на то что конгруэнтность понятий «этничность» («этническая группа») и «меньшинство» всё чаще оспаривается, вопрос о том, присуща ли этничность большинству, по-прежнему остается одним из наиболее дискуссионных в социологии и социальной антропологии (Banks 1997: 149 - 160; Eriksen 1993: 4,97 - 98; Kaufmann 2000: 1087-1088).
Преодоление стигмы этничности в социальных науках сопровождается признанием её универсальности. Этничность рассматривается не как исключительная характеристика меньшинств, но как атрибут любых социальных групп, имеющих общие культурные характеристики (Levin 1993: 169).
В последние десятилетия в области изучения меньшинств произошли существенные изменения. Так, смена общей теоретической и эпистемологической парадигмы в социальной антропологии и социологии, отражающая закономерности развития социальных наук, нашла своё выражение в перенесении фокуса исследований со структуры на процесс, с части на целое, с объективизма на эпистемологию (Holy 1996: 3). Во многом благодаря пионерским работам Ф. Барта (Barth 1969; Barth 1981b; Barth 1981c; Barth 1996), X. Эйдхейма (Eidheim 1990), T.X. Эриксена (Eriksen 1992; Eriksen 1993),