Ви є тут

Девиантное поведение школьников: детерминирующие социальные факторы

Автор: 
Компаниец Ольга Борисовна
Тип роботи: 
детерминирующие социальные факторы
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
207
Артикул:
193663
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Раздел 1. Девиантное поведение школьников как объект
социологического исследования...................................... 19
Раздел 2. Объективные условия и субъективные факторы,
детерминирующие девиантное поведение школьников.....................66
Раздел 3. Основные направления сокращения девиантного
поведения школьников...............................................116
Заключение.........................................................157
Литература.........................................................165
Приложение.........................................................179
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
9
Молодым людям свойственна способность быстрого принятия и усвоения всего нового, нетрадиционного. Поэтому перемены, происходящие в нашем обществе, во многом созвучны устремлениям молодежи, как наиболее мобильной и в наименьшей степени склонной к консерватизму части общества.
Но быстрые радикальные социальные перемены привели к тому, что почти все субъекты общественной жизни утратили свою прежнюю идентификацию; социальные институты, занимающиеся социализацией подрастающего поколения, находятся в состоянии социальной дезорганизации; культурные ценности, нормы, социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают, либо вообще противоречат друг другу. В таких условиях резко снижается эффективность успешной социализации молодежи.
И, как следствие, мы наблюдаем устойчивую тенденцию к увеличению случаев асоциального поведения. Так. в 1999 году, по сравнению с 1998 годом, в г. Набережные Челны произошел рост преступности на 23,1% (с 657 до 854 случаев), в том числе групповой на 23%. За данный период в групповых преступлениях участвовало 523 несовершеннолетних или 67,7% от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления. Среди участников преступлений преобладали учащиеся школ (42,6 % - 223 человека) и неработающие подростки (29,2% - 153 человека). В 2000 году
активизировапась антиобщественная деятельность группировок подростков, несовершеннолетних. Наблюдается рост таких видов преступлений как убийство - на 100% (с 3 до 6), разбой - на 37,5% (с 16 до 22), ношение оружия -на 40,0% (с 5 до 7). Усугубляется ситуация по распространению и употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ. В настоящее время на учете в Городском наркологическом диспансере состоит 306 подростков.
19
Раздел 1. Девиантное поведение школьников как объект социологического исследования.
Поведение людей далеко не всегда соответствует общепринятым нормам, ценностям, образцам поведения, у каждого человека бывают какие - либо отклонения в поведении. Во все времена общество пыталось бороться с подобными социальными отклонениями, подавляя, устраняя нежелательные формы человеческого поведения и их носителей. Методы и средства этого воздействия определялись социально-экономическими отношениями, политическими интересами и идеологией властных структур, общественным сознанием.
До 18 века основным средством предупреждения и борьбы с нарушениями нравственных, правовых норм, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и т.д.), то есть, основным методом предупреждения нарушений был страх жестокого наказания. Цивилизационное развитие привело к тому, что, начиная с 18 века, в общественном сознании происходит заметный перелом в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний и казней, а в 19 веке уже заметно смягчаются и сами карательные меры. В этот же период начинает складываться новый подход к проблеме асоциального, отклоняющегося поведения, основная суть которого заключается в том, чтобы сначала определить основные причины девиаций и уже на основе анализа этих причин разработать механизмы, способы борьбы с нарушениями и нарушителями.
Философы, юристы, медики, психологи, социологи, педагоги, каждый с позиции своей науки, изучают и оценивают различные проявления социальной патологии (преступность, пьянство, проституцию, наркоманию, самоубийство и т.д.); взаимосвязи между социальной структурой общества и девиантным поведением; социальные статусы девиантов; социальные
20
конфликты; деформации культурных ценностей, потребностей; процессы и причины формирования девиантных групп и приобщения индивидов (чаще молодежи) к девиантному поведению, контркультуре и т.д.
В бывшем СССР отклонения в поведении индивидов до начала 70-х годов изучались преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. И лишь благодаря работам В.Н.Кудрявцева, Я.И.Гилинского, B.C.Афанасьева, А.Г.Здравомыслова социологии включили девиантное (отклоняющееся) поведение в объект своих исследований
Специфика предмета исследования заключается в том, что он зависит и от этапа эволюционного развития общества и от социальных норм, сложившихся как в данном обществе, так и в его общностях, социальных группах. Девиации (отклонения) - это механизм, способ изменчивости любой социальной системы, без которого невозможно ее эволюционное развитие. А так как функционирование, развитие любой социальной системы, социальной группы, социальной общности неразрывно связано с человеческой
жизнедеятельностью, то, можно сказать, что социальные девиации реализуются через девиантное поведение.
Несмотря на то, что проблема девиаций давно обсуждается в общественных науках, тем не менее, можно констатировать, что общепринятого всеми понятия “девиантного поведения” пока нет.
Словами “девиантное поведение” называют и конкретное действие конкретного человека, и систему поступков, и относительно устойчивое массовое социальное явление: преступность, наркотизм, проституцию и т.д. В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписанным нормам, б) писанным нормам. В узком смысле “девиации” относят только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения.
Итак, девиантное поведение понимается как поведение, отклоняющееся от общественной нормы, нарушающее ее. Но отклонение от социокультурной