Ви є тут

Профессиональная идентификация студенчества

Автор: 
Полухина Мария Владимировна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193807
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа профессиональ-
ной идентификации
1.1. Эволюция понятия идентификация как социологической категории.......................................................19
1.2. Социологическая концептуализация изучения профессиональной идентификации............................................ 44
Глава 2. Профессиональная идентификация студентов, выбравших профессию специалиста социальной работы
*2.1.Социальная работа как сфера профессиональной идентификации...86
2.2.Трансформация представлений студентов о социальной работе в процессе профессионального обучения.............................103
Заключение..........................................................150
Библиографический список............................................153
Приложения..........................................................167
Введение
Серьезные социально-культурные изменения, затронувшие в последние двадцать лет основные среды жизнедеятельности российского общества, значительно преобразовали его социальную структуру. Этот процесс привел к изменению практик межличностных взаимодействий людей, к смене приоритетов индивида как личности. Постепенно произошло повышение роли индивидуальной значимости и своих собственных интересов, проявилась тенденция к снижению влияния на поступки и действия общественных интересов.
Трансформированная профессионально-стратификационная структура социума, как следствие новых экономических условий, явилась закономерным итогом текущих изменений. Данная реалия имеет ряд позитивных и негативных последствий.
Например, появление целого ряда новых профессий экономической и социальной направленности, как естественная реакция на возникающие в обществе потребности - это свидетельство позитивной динамики развития. В соответствии с этой динамикой постоянно изменяется и совершенствуется образовательная сфера, поддерживая высокую профессиональную мобильность всех возрастных категорий населения. Она предоставляет индивиду значительно больше возможностей для повышения своего интеллектуального и профессионального уровня, обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.
Следует отметить и ряд негативных последствий, проявившихся на макро и микроуровне профессионально-стратификационной структуры российского общества.
На макроуровне, во-первых, обозначилась неравенство социальных возможностей человека в государственном и коммерческом секторе рынка труда. Новые социально значимые профессии, в том числе и социальная работа, являются предметом регулирования со стороны государства, которое
Теоретическая значимость работы. Разработанная и реализованная в процессе эмпирического исследования концепция процесса профессиональной идентификации на этапе получения профессионального образования способствует:
углублению и конкретизации методологических основ исследований профессиональной идентификации, уточнению понятия, выявления связи с другими социологическими категориями;
раскрытию сущностных и структурно-содержательных характеристик этого процесса, обозначению механизмов и факторов, выделению закономерностей и связей, обозначению тенденций;
обогащению практической исследовательской базы для решения проблем в сфере социальной работы;
обоснованию требуемых изменений содержания учебного процесса, для повышения успешности профессиональной идентификации в конкретной профессиональной сфере.
Практическая значимость работы определяется тем, что его теоретические положения и практические выводы создают реальные возможности для реализации инновационных проектов, для коррекции и эффективного управления образовательным процессом в рамках реальных требований сегмента рынка занятости специалистов определенной профессиональной группы. Обоснована и разработана программа практической деятельности студентов, будущих специалистов по социальной работе.
Результаты исследований использованы при реализации международного проекта ТЕМПУС типа 80С1АЬЕ0иС, «Разработка концепции профессиональной подготовки работников социальной сферы в системе непрерывного образования», представлены статистические материалы во все ведущие ВУЗы г. Екатеринбурга, осуществляющие подготовку специалистов по социальной работе. Также часть материалов задействована автором в лекционных и практических курсах, включенных в программу профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Основные выводы про-
деланной работы легли в основу концепции практики для студентов факультета социальной работы Уральского института социального образования.
Достоверность и надежность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью и сочетанием количественных и качественных методов научного исследования, адекватных целям, задачам и логике работы, сопоставимостью полученных данных с массовым опытом. Валидность использованных процедур в эмпирических исследованиях проверялась в ходе пилотажного исследования.
Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows для персонального компьютера.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования отражены в опубликованных статьях и методических рекомендациях, обсуждались и получили одобрение в выступлениях на международных и региональных научно-практических конференциях: «Создание социально-
педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе» (Екатеринбург,2004г.); «Молодежь России и Прикамья на рынке труда: состояние, проблемы и тенденции» (Пермь, 2005г.); «Молодежь России и рынок: жизненное и профессиональное самоопределение предпринимательства, труд и занятость» (Екатеринбург, 2005г.); “Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2006г.); на заседаниях кафедры социальной педагогики и социальной работы УрИСО (2005г.), на заседаниях кафедры социологии и социальных технологий управления УГ-ТУ-УПИ (2006г.). Автор работы представлял результаты исследования на международном семинаре по проекту ТЕМПУ С «Разработка концепции многоуровневой профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (Екатеринбург, 2006г.).Результаты социологических исследований, проведенных в рамках диссертационной работы, и практические рекомендации