Ви є тут

Особенности культурной идентичности студентов в областном центре России

Автор: 
Русанова Анастасия Геннадиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
193421
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения культурной идентичности студентов..................................12
1. 1. Проблема культурной идентичности в социологии культуры.............................................................12
1. 2. Тезаурусный подход к изучению культурной идентичности студентов......................................................46
Глава 2. Культурная идентичность студентов, обучающихся в Волгограде.....................................................62
2. 1. Типология студентов по основанию культурной идентичности............................................................62
2. 2. Особенности освоения культурного наследия студентами 94
Заключение...............................................115
Список использованной литературы.........................121
Приложения..............................................144
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество основывается на высокотехнологичной культуре, которая становится важнейшим фактором функционирования социальных институтов, деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Одной из основных проблем современности является опасность утраты смысловых универсальных оснований общечеловеческой культуры и, следовательно, возможности достижения взаимопонимания между различными сообществами людей. В современном российском обществе индивид испытывает затруднение в выборе идентификационных ориентиров, поскольку традиционные основы культуры в динамично меняющемся обществе подвергаются воздействию культурных образцов, отражающих иные системы ценностей и социальных норм. Возникают конфликты культурных констант, которые проявляются в поведении и мышлении людей, социальных общностей.
Наиболее отчетливым становится противоречие между тенденцией к глобализации в повседневных социальных и культурных практиках людей и сохранением, поддержанием культурной идентичности тех или иных сообществ. Антиглобалистские выступления стали ответом на вызовы глобализации, но не менее значимы в современных условиях процессы, характеризующиеся стремлением людей сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей обыденной культуры, психического склада, осознать принадлежность к определенному народу, социокультурной группе.
В рамках данной проблемной ситуации приобретает актуальность изучение особенностей культурной идентичности в молодежных сообществах, прежде всего в студенческой среде, где социокультурные из-
14
идентификация индивидуума, именно — идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности...»1), и, таким путем, интериоризации их моральных норм и запретов, ценностей и соответствующих форм поведения. Мотивами идентификации 3. Фрейд называет страх наказания за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (развивающаяся идентификация). Развитие личности, формирование контроля над своим поведением, усвоение моральных общепризнанных норм посредством идентификации представляется Фрейдом как результат «зеркального отпечатка». Личность лишена активности и самостоятельности. В такой интерпретации феномен идентичности имеет эмоциональный, бессознательный, биологический характер.
Несомненно, важной является мысль 3. Фрейда о том, что идентичность выступает основой понимания человека человеком, механизмом сопереживания и гуманного отношения к другому человеку. Идентичность предстает в этой теории универсальным условием группообразован ия, внутригруппового общения.
В работах А. Фрейд“ идентификация трактуется как один из комплексных механизмов психологической защиты своего «Я», включающий механизмы интроспекции (т. е. воплощение в своей индивидуальной форме личностных свойств другого человека) и проекции (т. е. процесса непроизвольного приписывания субъектом другому человеку тех своих мыслей и чувств, которые вызывают у самого субъ-
1 Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия / Сост. Вал. А. Луков, Вл. А.Луков.
— М.: Флинта, 1999. — С. 283 — 284.
2
См.: Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Псдагогика-Пресс, 1993.
15
екта чувства вилы и тревоги)1. Следовательно, идентификация — механизм защиты своего «Я» от внешних угрожающих объектов (а не просто способ защиты личности от давления инстинктов).
Если для 3. Фрейда мотивом идентификации является психологи-ческий аспект — страх наказания, то Э. Фромм мотивом идентификации индивида называет социально-психологический аспект — страх перед одиночеством, который рождает желание избавиться от своей идентичности, от своей свободы, и погрузиться во внешний мир3.
Отсутствие подлинно индивидуального чувства компенсируется его заменителями, которые являются чувствами принадлежности к нации, религии, социальному классу, роду занятий. Чувство принадлежности описывается через понятия «социального приспособления» и «социального характера». «Под приспособлением имеется в виду способность человека действовать так, как действует большинство людей данной культуры. Существующие образцы поведения не рассматривают критически, с точки зрения универсальных человеческих норм; социальный релятивизм безоговорочно соглашается с этой «правильностью» и считает девиантное поведение ошибочным и потому нездоровым»4. Социальный характер обозначает систему черт личности, наиболее же-
1 Воробьев В. В. Особенности групповой идентичности студентов в Московском вузе: Дис.... канд. социол. наук. — М., 2003. — С. 16-17.
■у
~ Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998. — С. 269.
3 См.: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998; Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — С. 143-221; Fromm Е. Escape from freedom. N. Y., 1941; Fromm E. The sane society. — N. Y., 1955.
4 Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — С. 191.